друг с другом, что находит подтверждение в психопатологии половых извращений.
Конкретные проявления либидо, по З. Фрейду, одинаковы у всех людей. Все дети в этом смысле
похожи. Следовательно, каждый инстинкт имеет наследственную природу. В поисках корней этой
наследственности З. Фрейд обратился к истории человечества, увлекаясь при этом мифами, сказаниями,
древними обычаями, считая их удобным материалом для исследования психики.
Анализируя все это, З. Фрейд обнаружил большое сходство культур разных народов, которое
заключается в том, что у всех народностей имеются какие-то беспричинные запреты ритуального
характера (табу) и поклонение какому-то божеству, сопровождающееся ритуальными пиршествами, на
которых всегда съедается что-то такое, что имеет отношение к божеству (тотему). Смысл табу и тотемов
неочевиден и символичен.
Таким образом, уже на заре цивилизации для каждого общества характерно наличие символов,
что, по З. Фрейду, является результатом конфликта между влечениями человека и теми ограничениями,
которые на него накладывает цивилизация. В первобытном обществе никаких моральных запретов не
существовало, там царило многоженство и каннибализм. Затем появилась власть патриарха, который
получил право безраздельно пользоваться любой женщиной и право первого куска на пиршестве. Позже
в племенах начались бунты, во время которых «сыновья» убивали своих «отцов» и получали право
пользоваться их женщинами.
В связи с тем, что в таких условиях естественно общество существовать не может, сыновья
сооружали себе символ отца «тотем», которому, с одной стороны, поклоняются, а с другой
которого время от времени поедают. Эти мотивы убийства бога, очищение от первородного греха и
поглощения тела убитого бога проходят через все религии. Анализ развития цивилизации
свидетельствует о том, что оно проходило с возникновением все новых запретов.
«Цивилизация, писал З. Фрейд, создала человеку удобства, но отняла у него счастье...».
Прежде всего, считает З. Фрейд, цивилизация угнетает половой инстинкт в смысле ограничения
внутрисемейных, кровных половых отношений. Этот запрет существует во всех цивилизациях.
Инстинкт полигамии доказательство стремления иметь всех женщин своими.
Второе достижение цивилизации это отказ от каннибализма и отказ от убийства. С этой точки
зрения понятно, что развитие каждого индивидуума в миниатюре повторяет развитие цивилизации.
Врожденные инстинкты человечества это унаследованная история человеческого общества.
Достижения цивилизации, по З. Фрейду, невелики. Несмотря на запреты, победа над инстинктами
неполная. Лишь каннибализм запрещен, да и то в неполном смысле. «Съедают» своих врагов разными
способами. Часто стремление к убийству, подавленное в законодательном порядке, находит выход в
войнах, которые, по мнению З. Фрейда, являются не социальным, а биологическим явлением. Здесь З.
Фрейд полемизировал со многими пацифистами, в частности с А. Энштейном, объясняя неизвестность
существованием инстинкта смерти. По З. Фрейду, пацифист это не более чем одиночка, отказавшийся
от стихийных удовольствий агрессии.
Далее З. Фрейд глубоко анализирует психологические корни религии как средства коллективной
защиты от опасностей жизни, как коллективного амулета защиты от опасностей цивилизации. В
религии всегда существует бог. Чувства, испытываемые человеком по отношению к богу, по мнению З.
Фрейда, являются отражением чувств, испытываемых по отношению к «отцу»; он защищает и
наказывает, его боятся и любят, он накладывает запреты на инстинкты, он коллективное «СВЕРХ Я»
всего человечества, он помощник и орудие цивилизации.
Однако, как считает З. Фрейд, для подавления инстинктов одной религии еще не достаточно.
Появляется идея вождя, по отношению к которому человек ощущает себя опекаемым, руководимым,
любимым. Потребность в вожде это тоска по «отцу».
Искусство, по З. Фрейду, это сублимация либидо художника. Для зрителя искусство лишь тогда
действенно, когда оно, адресуясь к подсознательному, способствует сопереживанию, изживанию
собственных инстинктов.
«Картина общества, пишет З. Фрейд, не справившегося со своими первобытными
инстинктами, весьма печальна. Когда-нибудь разум победит, но возможно, что это произойдет так
нескоро, что человечество успеет погибнуть в буре разбушевавшихся инстинктов прежде, чем научится с
ними справляться».
|