образование отпечатков. Общее положение, что человек сам подбирает для себя окружающую среду, в
данном случае находит выражение в том, что из массы окружающих объектов человек выбирает для
восприятия только ограниченное количество именно тех, которые соответствуют его целевым
установкам. Это одна из форм проявления единства личности, интеграции всего поведения в
соответствии с его целевой направленностью.
Таким образом, процесс восприятия является одновременно и центропетальным и
центрифугальным, включает в себя не только идущие с периферии сигналы, но и импульсы, идущие из
центра.
Физиологи (И.М. Сеченов, И.П. Павлов) давно обратили внимание на то, что в зрительном акте
участвуют глазные мышцы. Процессы фиксации зрения на определенных предметах, адаптация к ним,
включает в себя также моторные акты, свидетельствуя в то же время об активности, а не о пассивности
имеющих место психических актов восприятия. Это обстоятельство потому имеет большое значение,
что само восприятие является частью более сложных актов познания окружающего.
Ощущения являются основным, но не единственным источником познания. Большую роль в
познании играет мышление. Оно оперирует с образами и представлениями, которые рассматриваются
как воспроизведенные восприятия. Мышление это активная психическая деятельность, направленная
на переработку данного в ощущениях и представлениях материала, расчленение его, упорядочение,
установление связей вновь воспринятого с прежним, сопоставление, сравнение, выделение главного и
второстепенного, образование умозаключений и общих понятий. Высшая форма мышления это
мышление в понятиях, притом целенаправленное. Мышление, таким образом, не только
интеллектуальная, но и волевая работа, при которой выделяется то, что является наиболее
существенным с точки зрения достижения намеченной цели, и оттесняется все, что этому мешает.
Этот схематически очерченный путь процесса познания может нарушаться на каком-либо этапе.
Для уяснения сущности происходящих явлений нужно помнить, что термин «восприятие» сохранился от
прежней ассоциативной психологии и в настоящее время в него вкладывают совершенно другое
содержание. С точки зрения ассоциативной психологии, восприятие какого-либо объекта это сумма
элементарных ощущений, соответствующих отдельным частям этого объекта. Полагалось, что в основе
лежит анализ, разложение сложного процесса восприятия на более или менее значительное количество
элементарных ощущений. Современные психологи считают такую интерпретацию неправильной по
двум причинам: во-первых, изолированных ощущений не бывает, так как на органы чувств всегда
воздействуют комплексы раздражителей, а во-вторых, восприятие не обязательно связано с анализом
воспринимаемого объекта, с разложением его на отдельные составные части. Чтение, например, не
требует предварительного разложения слова на буквы, так как читаются не отдельные буквы, а все
слово, поэтому мы часто не замечаем опечаток. Для того чтобы узнать человека, нет необходимости
тщательно рассматривать, а достаточно схватить наиболее характерные для него черты.
Что происходит в тех случаях, когда приходится знакомиться с каким-нибудь более сложным
объектом, например рассматривать картину или быть свидетелем какой-нибудь сцены?
Конечно, при этом не происходит разложения на отдельные части, а объект воспринимается как
нечто целое. Тем не менее известно, что свидетели одного и того же происшествия почти никогда не
передают одинаково его детали, потому что восприняли они его по-разному, хотя у каждого получилось
цельное впечатление. Это происходит потому, что у людей отношение к воспринимаемому материалу
не пассивное, а активное и притом избирательное: для одного более существенными представляются
одни элементы, для другого другие. Эта избирательность для каждой личности своя, и она
прослеживается при каждом восприятии более сложного материала.
Чем объясняется такая избирательность, такая направленность внимания на определенные
комплексы элементов? В первую очередь особенностями личности, ее предшествующим опытом и ее
основными установками. Благодаря той или иной направленности внимание привлекают только
некоторые окружающие явления, которые и делаются объектами восприятия.
При расстройствах восприятия им предшествуют элементарные нарушения из сферы ощущений в
виде патологического их ослабления, усиления, извращения или полной утраты. Перечислим некоторые
из них.
Гипостезия это ослабление ощущений в сравнении с силой вызывающих их раздражений.
|