Это сложный психический процесс активного восприятия окружающего мира, который
удерживает все запечатленное и устанавливает внутренние связи между предметами и явлениями.
Средством, выражающим процессы мышления, является речь. Зачатки мышления имеются у животных,
но только на уровне восприятия. Человеческое мышление оперирует представлениями и понятиями.
Скорость речи и смены представлений в норме может существенно различаться. Большую роль
играют индивидуальность и темперамент человека. У живых, активных людей представления текут
быстрее, чем у апатичных. Течение представлений в болезненном состоянии может быть не только
ускорено, но и более продуктивно. Очень большое ускорение представлений носит название скачки
мыслей или идей (fuga idearum). Иногда ускорение бывает так велико, что больной не в состоянии
выразить вербально находящиеся в сознании представления и произносит только обрывки фраз или
отдельные слова. Такого рода мышление, при котором отмечается скачущая речь, носит скорее
поверхностный характер. Она сопровождается большой отвлекаемостью внимания, при этом больные
часто в своей речи применяют пословицы, поговорки и другие обиходные обороты речи. Мышление у
них останется интенсивным, разнообразным по содержанию и форме их речевой продукции.
Значительно чаще наблюдается замедление течением представлений. Как правило, встречается
сравнительно не резкое, которому соответствуют медленная речь, бедность мимики и движений. Так
бывает у людей с выраженной тоскливостью. При атеросклерозе, старческом слабоумии замедление
течения представлений становится более выраженным, хотя не доходит до крайней степени.
Изменение течения представлений характерно при поражении лобных долей мозга. Помимо
такого замедления (застывания) целенаправленное течение мыслей может и замедляться под влиянием
внешних впечатлений; зависит от того, что больной видит непосредственно перед собой (от внешнего
поля). У больных шизофренией могут быть внезапные остановки течения представлений, причем
больной замолкает и может начать говорить снова только спустя некоторое время.
В некоторых случаях течение представлений характеризуется не столько замедлением, сколько
особой тягучестью, вязкостью. Мысли с трудом сменяют друг друга, отмечена склонность к застреванию
на одной теме, причем особенно затруднителен переход от одного круга представлений к другому.
Такого рода изменение течения представлений свойственно больным эпилепсией.
3.7. Навязчивые состояния
От первого описания «навязчивого симптома» до современного учения о навязчивых состояниях
прошло более 350 лет. У Ю.В. Каннабиха (1928) имеются указания на то, что в 1617 г. шведский ученый
Platter впервые описал в своем труде «Observation» этот симптом как «явление душевной жизни, от
которого человек стремится освободиться и не может». В 1783 г. Мориц (цит. по Д.С. Озорецковскому,
1950) привел самонаблюдение одного учителя, который в течение целого года страдал навязчивым
страхом апоплексии. В дальнейшем описание навязчивостей у больных встречается у Pinel (1809), и у
Esquirol (1858), называвшими их «manie sans delire» и мономаниями (monomanie) соответственно.
Психиатры разных стран давали самые разнообразные наименования навязчивостям. Так, в
России термин навязчивых идей был предложен И.М. Балинским (цит. по В.А. Гиляровскому, 1954) еще
в XIX веке и с тех пор укрепился в русской психиатрической литературе.
В Австрии R.
Kraft-Ebing (1897) описал навязчивые представления (Zwangsvorstellungen), а
Германии W. Griesinsger (1886) и Berger (1878) навязчивые мудрствования (Grubelsucht). Француз
Legran du Saulle (1875) описал болезненные сомнения со страхом прикосновения к предметам (folie du
duote avec delire du toucher).
В дальнейших описаниях многочисленных разновидностей навязчивых состояний
использовались различные термины: idees fixes (неподвижные, закрепившиеся идеи), obssesions
(одержимости), impulsions consientes (сознаваемые влияния), idees imperatives (повелительные идеи) и
многие другие. Однако сущность навязчивых состояний оставалась неясной. В. Morel (1860) попытался
более четко очертить рассматриваемые явления. Он описал навязчивые состояния под названием delire
emotif и дал им определение, хотя и не совсем верное с нашей точки зрения, поскольку считал их
|