проявлением надуманных эмоций.
Первое полное определение навязчивым представлениям было дано Westphal (1877), по его
мнению, «под именем навязчивых следует подразумевать такие представления, которые появляются в
содержании сознания страдающего ими человека против и вопреки его желаниям, при незатронутом в
других отношениях интеллекте и не будучи обусловленными особым эмоциональным или аффективным
состоянием; их не удается устранить, они препятствуют нормальному течению представлений и
нарушают его; больной с постоянством признает их за нездоровые, чуждые ему мысли и сопротивляется
им в своем здоровом сознании; содержание этих представлений может быть очень сложным, часто,
даже большей частью, оно бессмысленно, не находится ни в каком очевидном соотношении с прежними
содержаниями сознания, но самому больному оно кажется непонятным, как бы прилетевшим к нему из
воздуха».
Это было первое всеобъемлющее определение навязчивых представлений, данное крупным
авторитетом в области психиатрии конца XIX века. Однако непонятно, почему в определении речь идет
только о навязчивых представлениях, а не о навязчивых состояниях в целом (в то время были известны
многие другие навязчивости). Также вызывает недоумение акцент автора на том, что навязчивости,
«возникают в сознании против и вопреки его желаниям». Трудно представить себе человека, который
хотел бы добровольно иметь какую-либо навязчивость или другой болезненный симптом. Далее можно
согласиться с мнением автора о том, что навязчивости не оказывают влияния на интеллектуальную
сферу человека. Однако тут же возникает возражение против того, что навязчивости «не обусловлены
особым эмоциональным и аффективным состоянием». Сегодня это утверждение звучит по крайней мере
наивно. С нашей точки зрения именно эмоциональная сфера в большей степени затрагивается
состояниями навязчивости любого содержания. Даже в тот период времени, когда навязчивости не
проявляют себя (вне ситуации), фон настроения остается сниженным, отмечаются выраженные
колебания настроения и другие болезненные расстройства.
Далее, мы считаем устаревшим его утверждение, что навязчивости не удается устранить.
Сегодня, в век психофармакологии, углубленного психотерапевтического вмешательства устранение
навязчивостей стало явью.
В последующие годы многие ведущие психиатры Запада (P. Janet (1903); E.
Kraepelin (1910); K.
Jaspers (1913); Schneider (1923); и др.) продолжали, каждый по-своему, определять явления навязчивости
без учета их качественных особенностей.
Более четко охарактеризованы навязчивости в работах наших отечественных психиатров.
Так, С.С.
Корсаков (1900) считал, что навязчивости проявляются не только «навязывающими»
сознанию мыслями, но и состояниями аффективности и побуждения.
П.Б. Ганнушкин и С.А.
Суханов (1902) при описании характера психастеника отмечали, что
именно эти особенности и являются благодатной почвой для возникновения навязчивых состояний.
М.О. Гуревич (1949) определяет навязчивые идеи как «мысли, появляющиеся в сознании
больного вопреки его желанию; появлению их способствует состояние астении». Характерной чертой
навязчивых мыслей, по мнению М.О. Гуревича, являются «их явная ненужность и даже полная
нелепость».
В.А. Гиляровский (1954) навязчивые идеи трактовал как «вторгающиеся насильно в сознание
мысли, которые, не будучи значительными по своему содержанию, всецело овладевают больным,
настойчиво возвращаются, несмотря на все усилия освободиться от них, при ясном сознании их
ненужности и бессмысленности».
И.Ф. Случевский (1958) определяет навязчивые идеи как «мысли, которые чаще являются
нелепыми по своему содержанию, но к нелепости больной всегда относится критически... В сознании
человека навязчивые идея находятся с непреодолимым постоянством, и сам факт этого непреодолимого
постоянства переживается больным крайне болезненно».
С.Н. Давыденков (1963) подчеркивает, что больной, по крайней мере вне момента наплыва
навязчивых состояний, прекрасно отдает себе отчет в их бессмысленности и нелепости, но в то же
время переживает их снова и снова и притом в совершенно стереотипной форме, не будучи в состоянии
избавиться от них усилием воли».
В приведенных выше мнениях наших отечественных психиатров о навязчивостях достаточно
|