устранило бы любую путаницу и облегчило бы понимание сущности рассматриваемого вопроса.
В связи с этим предлагаем определить неврозологию как самостоятельную дисциплину, основой
которой являются функциональные нарушения головного мозга, вызываемые неблагоприятными
жизненными ситуациями (стрессами) и проявляющиеся в виде неврозов и неврозоподобных состояний.
Психотерапия это наука о способах словесного (вербального) воздействия врача на психику человека
(больного или здорового) и через психику на весь организм в целом с лечебной или профилактической
целью.
Мы полагаем, что данное нами определение «неврозология» не претендует на окончательность и
всеобъемлемость, но может быть принято как рабочее, которое дает возможность нам продолжать
повествование на эту тему.
Итак, мы определили, что неврозология это самостоятельная медицинская наука, которая с ее
составляющими является предметом дальнейшего рассмотрения.
Глава 2. Этиопатогенез неврозов
2.1. Концепция Г. Селье о стрессе
XX век характеризуется бурным развитием науки. Еще в начале века в учебниках физики писали,
что атом неделим. Однако в скором времени атом был расщеплен, в результате чего была освобождена
огромная энергия, которая преобразила мир (атомная бомба, атомная электростанция). Телевидение из
фантастики стало реальностью, продолжается интенсивная компьютеризация всех отраслей народного
хозяйства, активно осваиваются Мировой океан, космос, полярные области планеты, пустыни и горы,
все чаще и чаще в различных уголках мира возникают военные конфликты. И в этом непредсказуемом
мире человечество все чаще сталкивается с воздействием экстремальных условий жизнедеятельности,
то есть со стрессами, которые и вызывают различные срывы высшей нервной деятельности в виде
неврозов и неврозоподобных состояний.
Концепция стресса впервые была сформулирована в 1936 г. канадским физиологом Гансом
Селье. Он ее разработал, проверил в экспериментах на животных и сделал попытку построить новую
единую теорию медицины. Концепция Ганса Селье оказала большое влияние на различные
направления науки о человеке медицину, психологию, социологию и другие области знаний.
Предпосылкой возникновения и широкого распространения учения о стрессе можно считать возросшую
актуальность проблемы защиты человека от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды.
Сегодня представители самых разных научных дисциплин весьма интенсивно исследуют стресс
и его значение для больного и здорового человека.
Стресс многолик в своих проявлениях. Он может спровоцировать начало практически любого
заболевания. В связи с этим в настоящее время растет потребность в расширении наших знаний о
стрессе и способах его предотвращения и преодоления.
Однако это вовсе не значит, что стресс является только злом, с которым надо бороться и которое
надо избегать в нашей жизни. Стресс, как указывал Г. Селье, «является не только злом, не только бедой,
но является и великим благом, ибо без стрессов различного характера наша жизнь была бы похожа на
какое-то бесцветное прозябание».
Стресс, по мнению Г. Селье, многолик: это не только повреждения и болезни, «но и важнейший
инструмент тренировки и закаливания, ибо стресс помогает повышению сопротивляемости организма,
тренирует его защитные механизмы». В этом, естественно, состоит положительная роль стресса, его
важное социальное значение. Стресс является нашим верным союзником в непрекращающейся
адаптации организма к любым изменениям в окружающей нас среде. «Поэтому правильное понимание
положительных и отрицательных сторон стресса, пишет О. Г. Газенко, их адекватное
использование или предотвращение играют важную роль в сохранении здоровья человека, создании
условий для проявления его творческих возможностей, плодотворной и эффективной трудовой
деятельности».
|