Navigation bar
  Print document Start Previous page
 63 of 232 
Next page End  

медицинской помощью не обращался. После демобилизации симптоматика заболевания несколько
ослабла, но полностью не исчезла. Напряженно готовился к экзаменам в техникум и работал. В 1960 г.
поступил в техникум, и вскоре навязчивости усилились. Стал более неуверен в себе, появились
«рассеянность и крайняя невнимательность». Усилились навязчивые сомнения: куда положил какую-то
вещь, выучил ли он основательно тот или иной предмет и готов ли правильно ответить на любой
вопрос. Стал «рассеянным», «невнимательным». Навязчивые мысли стали раздражать больного и
отвлекать его от учебы. Болезненно переживал свое состояние, но об этом никому не говорил. Летом
1961 года впервые обратился к врачу и был направлен в психоневрологический диспансер на
стационарное лечение. После проведенного лечения гипогликемическими дозами инсулина состояние
несколько улучшилось, но все же после лечения продолжить учебу в техникуме не мог, был вынужден
оставить учебу, но продолжал работать. Родители настаивали на продолжении учебы, называли его
«лентяем», но он не мог им объяснить, почему не в состоянии учиться. Вновь возобновились прежние
навязчивые мысли, которые постепенно усиливались, стал более раздражительным, вспыльчивым,
постепенно нарастала неуверенность в себе, снизилось настроение, обострились навязчивости. Был
госпитализирован в отделение неврозов.
В психическом статусе: жалуется на наличие множества навязчивых мыслей и действий, с
которыми ведет упорную борьбу до изнеможения. «Во всем стал сомневаться». Фон настроения снижен;
постоянно и мучительно задумывается над своим «положением в жизни». Беспрерывно со своей
одежды что-то стряхивает. После утреннего туалета возвращается по несколько раз в ванную, проверяет,
не забыл ли что-либо там. Постоянно анализирует свои поступки, «правильно ли сделал, правильно ли
сказал, правильно ли ответил», и т.д. Критически оценивает свое состояние, просит помочь ему
освободиться от навязчивостей. Расстройств интеллектуальной деятельности не обнаруживает.
Эмоционально неустойчив, раздражителен. Настроение колеблется от легкого снижения до выраженной
депрессии. Мышление несколько замедленное, речь монотонная, дополняется выразительной
жестикуляцией. Поведение в отделении правильное. В меру общителен, принимает участие в
настольных играх, читает художественную литературу, но всегда несколько напряжен в связи с тем, что
пытается, скрыть от окружающих свои болезненные переживания.
В соматоневрологическом статусе: среднего роста, астенического телосложения, умеренного
питания. Внутренние органы без патологии. В неврологическом статусе легкая недостаточность
конвергенции справа, стойкий красный дермографизм. Сухожильные рефлексы оживлены.
Под влиянием проведенного психотерапевтического и медикаментозного лечения начали угасать
навязчивости в обратной последовательности по отношению к их развитию. Вначале исчезли те
навязчивости, которые возникли в последнее время, а затем исчезли и стряхивания с одежды
предметов, он перестал возвращаться в те места, где что-либо оставил и т.д. Стал более
сосредоточенным, исчезло общее напряжение, выровнялось настроение. Выписался из отделения в
хорошем состоянии.
Полученные нами катамнестические сведения через 1,5 года после лечения позволяют говорить,
что свое состояние в целом больной оценивал как хорошее. После выписки из больницы он продолжал
работать электриком, поступил учиться в университет, наладились отношения с родителями. Прежние
навязчивые мысли, действия и страхи не беспокоили его. Жизненные трудности способствовали
кратковременному заострению характерологических черт, но на непродолжительное время.
Данный невроз возник у личности с тревожно-мнительным характером под влиянием различных
жизненных трудностей, которые суммировались, наслаивались одна на другую. Он всегда, попадая в
трудные ситуации, становился неорганизованным, растерянным, плохо приспосабливался к новым
ситуациям, к людям. Отмечалась затрудненная переключаемость от одних мыслей и впечатлений на
другие. Все это можно объяснить тем, что основные нервные процессы (тормозной и возбудительный)
были ослаблены и инертны при попадании больного в экстремальные условия. Перенапряжение
основных нервных процессов, приводило к образованию разнообразных навязчивостей, которые нами
трактовались как отрицательные условно-рефлекторные образования.
Болезненные симптомы у нашего пациента можно разбить на две группы: к первой группе можно
отнести симптомы, связанные с заострением его характерологических особенностей. Сюда относятся
постоянные сомнения относительно своих действий, мыслей (правильно ли выполнил задание, закрыл
Hosted by uCoz