ли дверь квартиры, о чем думал, когда проходил около какого-то дома, и т.д.). Ко второй группе
болезненных расстройств относятся навязчивости: навязчивый страх (не потерял ли чего-либо),
навязчивые действия (необходимость возвращаться в те места, где вытаскивал платок и мог что-либо
уронить из кармана и т.п.).
Длительные отрицательные условно-рефлекторные образования обусловливали устойчивое
чувство напряжения больного, заострение его характерологических черт, нарастание множества
навязчивостей. Все это возникало благодаря длительным психотравмирующим переживаниям в жизни
больного, связанным и с тяжелыми условиями в семье, службой в армии, где потерял секретную карту и
мог попасть под трибунал.
Течение заболевания характеризовалось заострением тревожно-мнительных черт характера, на
фоне которых наступали периодические обострения с появлением в клинической картине заболевания
каждый раз новых навязчивостей. При усложнении навязчивостей фон настроения снижался до
выраженных депрессий.
Наблюдение ¹ 4. Больная К.,
31 год, домохозяйка. Поступила в психоневрологический
диспансер 12 апреля 1960 г. с жалобами на чувство брезгливости и боязнь прикоснуться к людям,
которые, по мнению больной, могут болеть «заразными заболеваниями», непреодолимую потребность
без конца мыть руки, «кажется, что руки всегда грязные», постоянное чувство тошноты, головные боли,
при волнении жжение в левой половине тела, подавленное настроение.
В анамнезе: родилась в крестьянской семье седьмой по счету. Отец колхозник, был
спокойным, уравновешенным, добрым; умер от дистрофии; мать мнительная. Себя больная
характеризует «неспокойной». С детства всегда была «не уверенной в себе», «постоянно проверяла свои
действия». Никогда не могла уснуть до тех пор, «пока не проверит, закрыта ли дверь, закрыта ли печная
труба заслонкой и т.д.». Отличалась робким, застенчивым характером, была трусливой, мнительной,
брезгливой.
В школу пошла семи лет. Окончила 7 классов. Учеба давалась с трудом, училась посредственно.
Легче давались точные науки, тяжелей гуманитарные (литература и история). Много времени
тратила на подготовку уроков, всегда уставала, времени на отдых не хватало. К концу дня чувствовала
себя очень усталой. В школе была раздражительной, вспыльчивой, часто ссорилась с подругами. После
ссоры долго не могла успокоиться; вынуждена была сама идти на примирение, «чтобы снять с себя
напряжение». Старалась первой извиниться, хотя не была виноватой. Больше дружила с девчонками, но
не пренебрегала обществом мальчиков. После окончания школы начала работать счетоводом в школе,
затем пионервожатой. В 1949 г. вышла замуж, не работала в течение 5 лет. С 1954 по 1955 г. работала
буфетчицей, но в связи с болезнью уволилась. Взаимоотношения с людьми всегда были хорошими.
Много и с удовольствием работала, но быстро уставала, была мало выносливой, но упорной и
настойчивой. Не могла успокоиться до тех пор, пока какое-либо начатое дело не доводила до конца.
Постоянно все свои действия подвергала сомнениям, по многу раз проверяла то или иное действие. В
своих знаниях никогда не была уверенной. Любое переживание надолго оставалось в сознании:
длительное время не могла забыть смерть сестры. В новой обстановке чувствовала себя неуверенно,
напряженно. Когда работала буфетчицей, много раз проверяла кассу, «не доверяла сама себе».
Болезненно
относилась к смене своих мыслей и впечатлений. Очень переживала, когда отменялось
какое-либо заранее намеченное мероприятие.
Сон всегда был тревожный, с трудом засыпала и медленно пробуждалась по утрам. Отмечались
частые сновидения, вплоть до кошмарных.
В брак вступила в 21 год; была одна беременность, закончившаяся тяжелыми родами. Имеет дочь,
взаимоотношения с мужем хорошие. Менструации с 15 лет, регулярные, безболезненные. Последние
несколько лет перед менструацией появляются головные боли. Половая жизнь с 21 года, в браке.
Либидо повышено; всегда получает удовлетворение в половой жизни. В 1933 г. перенесла дистрофию
(голодала семья).
Заболела в 1950 г. Заболевание развивалось постепенно. После тяжелых родов несколько дней
находилась в бессознательном состоянии. «Когда пришла в себя, появилась неприятная тошнота».
Ощущение тошноты держалось продолжительное время, и постепенно развилось чувство брезгливости.
Начала более тщательно мыть руки, но первоначально к мытью рук относилась спокойно. Особенно
|