Люди суть шахматные фигуры в руках Судьбы (Логоса), которая как опытный
гроссмейстер, или как шаловливый ребенок, склонилась в задумчивости над своей
шахматной партией, и своей рукой провидения сплетает и сплетает меж собой жизни людей в
хитроумные сплетения, раскрывая и высвечивая тем с разных сторон свою сущность.
Для
этой парки люди всего лишь безвольные фигуры в ее властных руках, но она сама не
ведает, что творит, она творит с завязанными глазами, ее глазами являются люди, слепо она
вовлекает их в страшный и непредсказуемый водоворот жизни и заставляет кружиться и
танцевать, заставляя вращаться в ее красочном калейдоскопе.
Она наслаждается собой их
глазами, чувствами, мыслями, они лишь ее слуги, им ничего не остается, как повиноваться
ей: не по своей воле они приходят на свет, не по своей воле они живут на свете, не по своей
воле уходят в небытие (суицид лишь иллюзорная степень свободы, увлеченная
отрицанием). Но снисходительна она к ним, она дает утешиться им сладким самообманом
свободы. И, зажмурив глаза, они с радостью пьют ее сладкую лесть, им так приятно лежать и
нежиться во лжи; для них это великое счастье забвения!
Примечание.
Почему люди говорят: каждому выпадает свой жребий; как будто у
Природы есть игральная кость и она ее бросает (на нашем уровне представления это
проявление как теории вероятности и статистики) кому-то выпадает единица, а кому-то
пожирнее шестерка; да и кость кривая. Да, сколько бы человеку не казалось, что он всего
достиг сам, хотя «счастье не слепо», но каким-то невероятным образом кому-то вдруг, в силу
его способностей и наклонностей, зачастую скрытых или явных, выпадает жребий сыграть ту
или иную роль в театре жизни, воплотить ее, стать ключевой фигурой каких-либо событий.
Человек в этот момент даже сам и не осознает до конца ее значения и последствий. Лишь
спустя некоторое время, становится ясна эта роль, к примеру, для истории.
2
Именно абсолютность и необходимость бытия подчеркивает наша формулировка: «мир
не может не быть» и в этом состоит основная трагедия бытия, заключающаяся в его
необходимости и вынужденности.
Сформулируем один из фундаментальных принципов бытия, принцип определенности:
все, что существует, полностью определено в своем существовании;
ничто в мире не
совершается, не будучи обосновано и определено в своем бытии; существование выражает
полную определенность себя, оно несет в себе свою обоснованность и определенность (в
противовес принципу неопределенности Гейзенберга и постулатам Пригожина).
Приведем пример, показывающий, что мы понимаем под полной определенностью
бытия. Если мы дадим определение числовому множеству, как множеству с операциями
сложения и умножения и их свойствами, то в данном определении не должно содержаться
внутренних противоречий, чтобы такой объект существовал как математический объект. Нам
необязательно даже мысленно представлять его, но главное, чтобы он был непротиворечив
(логически). По существу, математика только и занимается существованием и
единственностью своих абстрактных объектов, их свойствами и взаимосвязями. Но самое
главное, как только мы определили что-то существующее, то оно уже полностью определено
в своем существовании; оно уже содержит в себе все свойства, которых мы пока не видим, но
которые уже автоматически возникают при определении объекта. Эти свойства определяются
внутренней детерминантой существования. Например, определив окружность как
множество точек, находящихся на заданном расстоянии от фиксированной точки, мы
представили объект, который сам по себе имеет множество замечательных свойств. Эти
свойства определяются внутренней детерминантой
(интеграл непротиворечивого единства
мироздания, сосредоточенный в данном объекте), присущей окружности. Тоже самое мы
|