точнее, видит в ней, нежели она представляет сама по себе (безотносительно к нему).
Хороший пример также дают шахматы, игрушки, вообще все искусство в нем человек
усматривает намного больше, чем нечто представляет само по себе. Более того, скажу, что
человек усматривает далеко не все, что способен усмотреть. Смысл (предметов) выходит
далеко за пределы познавательных и чувственных возможностей человека. Вот здесь мы и
обнаруживаем нашу слепоту и ограниченность. Мы видим настолько, насколько человек
вкладывает смысл в предметы, и насколько он может извлечь из них смысл. Но опять же, мы
видим часто намного дальше Природы. Пример: воспринимаемая в сознании единица не есть
только палочка на бумаге (благодаря нашему сознанию). Здесь единство субъекта и объекта
оказывается настолько оторванным от условия бытия, что мы начинаем говорить об
идеальности. Объект теряет свою самость в субъекте, он становится больше через субъект.
Субъект привносит в объект нечто другое, то есть объект не остается равнодушным к его
восприятию (его судьба во власти созерцающего субъекта и зависит от этого созерцания).
Через субъект восприятия объект приобретает значение, которое до столкновение с
субъектом оказывалось не высвеченным в нем. Взгляд способен высвечивать иную сущность.
К примеру, найти применение вещи не свойственное ей. Субъект включает бытие в
восприятии. Скажу больше, объект благодаря сознанию сильно обесценивается как таковой,
как только заземленный, и приобретает свою ценность как воспринимаемый определенным
образом (например, объект в отношении собственности). Возможность быть включенным в
определенное отношение вот что прежде всего нас интересует в объекте, а не его
заземление. Пример: деньги ценятся не за то, что они просто бумажки. Ценным оказывается
другой функционал (идея). Забегая вперед, скажем, что это видение
-
это одна из
существенных идей, вкладываемая Природой в человека,
способность интегрировать
реальность на новом качественном уровне.
Принцип рождения нового качества
1
Принцип рождения нового качества: интеграл способен рождать новое идеальное
начало, новую идею, новое качество. То есть возможно вообще рождение нового; рождение
новой идеи в сознании, нового человека (ярко выраженная индивидуальность), нового
предмета, который воплощает собой новую идею. Само слово рождение уже обозначает
явление чего-то нового. Будем понимать под этим рождение нового, которого не было явлено
раньше нигде (по крайней мере, на Земле). Принцип рождения нового означает то, что мир
существует не как переливание из пустого в порожнее, не как пустая агрегация частей и
перегруппировка единиц, но существует возможность появление нового качества. Конечно
же, само понятие изменение уже предполагает переход из одного состояния в другое, но при
этом могло бы не появляться нового качества, мир мог бы замкнуться уже в наличном,
идеальном каркасе сущностей и невозможна была бы, например, идея колеса, невозможно
было бы вообще всякое развитие.
Отметим, что принцип перехода количества в качество не провозглашает, что
количество изменений должно переходить в новое качество. Ведь количество изменений
может приводить к качественным изменениям в наличных качествах и необязательно должно
рождаться новое качество. Напротив, принцип отрицания отрицания (Гегель) уже неявно
предполагает рождение нового качества. Если что-то отрицается, то уже на новом
|