Navigation bar
  Print document Start Previous page
 67 of 111 
Next page End  

         и стал бы 
         сильнее всех живущих в Египте.
         Если б я был мудрецом великим, 
         прожил бы я все свои деньги 
         отказался бы от мест и занятий, 
         сторожил бы чужие огороды - 
         и стал бы 
         свободней всех живущих в Египте.
         Если б я был твоим рабом последним, 
         сидел бы я в подземельи 
         и видел бы раз в год или в два года 
         золотой узор твоих сандалий, 
         когда ты случайно мимо темниц проходишь, 
         и стал бы 
         счастливей всех живущих в Египте».
 
Примечание. Никогда не задумывались, почему люди, противореча, казалось бы
основам добродетели гордятся и с некоторой завистью смотрят на самых известных
преступников, удачливых крупных мошенниках, воинов, самых сильных и хищных зверей,
самых ядовитых пауков и змей. Они готовы признать зло, только, чтобы оно  было
выдающимся. С некоторым затаенным страхом и восторгом смотрят они на него. Радость же
закона и справедливости заключается в том, чтобы восторжествовать над высшим злом. 
(Некоторым мелким жуликам, кичящимся своим ремеслом, хотелось бы сказать: пусть
гордится «дерьмо», что в него наступил человек).
Примечание. Ницше: «Не за то я был пригвожден к древу мучений, что я знал, что
человек зол, - но за то, что я кричал, как никто еще не кричал: «Ах, его самое злое так
ничтожно! Ах, его самое лучшее так ничтожно!»
17.1
    Человек сообразно своему внутреннему чувству определяет для себя прекрасное;
прекрасное влечет к себе человеческий дух. Но неотъемлемым атрибутом прекрасного
является элемент превосходства; он необходим, — если нет, — то прекрасное перестает быть
прекрасным и низводится до обыденности в своем роде. Таким образом, стремление духа к
прекрасному есть стремление духа отчасти к превосходному.
    Элемент возвышенности присущ красоте, будь то красота в малом — в этом случае
малое, например, сосновая иголка, возвышается в глазах человека. Таким образом,
возвышенность всегда присуще прекрасному и может быть объективно и/или субъективно
обусловленной. 
    Красота, совершенство, гармония есть не что иное, как лики превосходства.
    Вот как, к примеру, совершенство определяет Козельский: «Совершенство вещи
полагаю я в том, когда у ней все свойства состоят в превосходной степени, а противное
сему называю я несовершенством», и далее: «Совершенство всякой вещи состоит в
достижении ее свойств до высшей степени, а свойства в нас могут быть хороши и худы; и
таким образом, совершенство может быть как в доброте, так и в худобе». То есть
совершенство этически нейтрально, с чем трудно не согласиться; ибо и злодей может
достигнуть совершенства в своем ремесле. 
Hosted by uCoz