Как мы видим без слов «превосходство, высочайшее» никак не обойтись при
определении совершенства; ибо превосходство светится в сущности всякого совершенного.
Таким образом, утверждая идею бытия в стремлении к совершенству, в воле к превосходству,
мы говорим о этически нейтральной идеи, которая может облекаться как в добро, так и во
зло. Ценности добра и зла здесь выступают лишь как идеи, направляющие волю к
превосходству.
Отметим также, что значение бытия представляет его качество, ибо бытие есть бытие
качеств, и существенным элементом всякого качества является сравнительная форма
превосходства; то есть понятие «превосходства» как общности пронизывает бытие в каждом
качестве; ибо всякому качеству можно найти шкалу сравнения.
18
В заключении приведем некоторые общие формы, которые принимает воля к
превосходству:
Формы превосходства: исключительность, самобытность (исключительность человека
определяется степенью его незаменимости в каком-либо деле), поединок, положение,
статусность.
Основания превосходства: красота, ум, талант, связи, деньги, сила.
Утверждение воли человека идет через:
Смелость: смелому и города покоряются.
Знание: знание сила.
Наглость: наглость проламывает стены.
Хитрость: коварна, вкрадчива, очаровательна, тихо и незаметно обтекает она и
обволакивает своей властью.
Насилие: самый грубый и простой способ утверждения воли, в основе которого лежит
все тот же принцип отрицания.
Вообще говоря, в основе всякого противоречия таится
отрицание, а поскольку, если мы понимаем, что противоречия движут миром, то тем самым
отрицание как изначальная форма выступает основной движущей силой, тем словом Логоса,
которое кладет начало всему.
Примечание. Много на земле зла: болезни, подлость, предательство, низость, - низость
да, это противоположность возвышенному! Так я постигаю ее и ее отрицательное значение.
Примечание. Исключительность сообществ, считающих себя избранными,
основывается на противопоставлении. Все тот же пресловутый принцип отрицания через
разделение на «я» и «не я».
Примечание.
Достоевский: «Потребность заявить себя, отличиться, выйти из ряда вон
есть закон Природы для всякой личности; это право ее, ее сущность, закон ее
существования».
Примечание.
Общее определение искусства такого: форма, содержание которой не
может быть выражено в иной форме. То есть, предполагается нерасторжимость содержания и
своей единственно возможной формы; здесь от произведения искусства требуется
неповторимость, что часто характеризуется восклицанием: «непередаваемо!»,
«бесподобно!». Опять же мы сталкиваемся здесь с исключительностью, как критерием
определения настоящего искусства превосходство в исключительной форме. Почему,
кстати сказать, ценно не подражание, а нечто свое, привнесенное автором. Это естественным
|