Для творческих людей время является судьей; оно расставит все на свои места; кто-то
добьется признания, кто-то нет. Если даже человек не оказался на достаточной высоте он
должен это принимать спокойно, главное, чтоб хоть кто-то покорил новые вершины. Ты
боролся и проиграл ты послужил средством для возвышенного, для случившегося акта
превосходства; без тебя не было бы напряжения воли другого. Легко умирать, когда веришь,
что придут другие, более достойные, будут жить и наслаждаться, ибо ты веришь в то, что
суть жизни - в воле к превосходству. Как учил Ницше: мы все мосты для других, придет
время - и они пройдут по нам.
Сильный человек искренне порадуется за того, кто превзошел его и опосредовал; ибо
победитель достоин наивысшего счастья.
Быть готовым умереть в любой момент значит высоко ценить каждое мгновенье и
жить на пределе. У такого человека никогда не возникает боли за бесцельно прожитые годы.
Такой человек не совершает ошибок он верит, что поступает правильно, ибо поступает по
необходимости, даже если совершает что-то глупое. Глядя в прошлое, он всегда может
сказать: окажись я сейчас в той ситуации, я поступил бы также, и я полностью несу
ответственность за свои поступки.
Тщедушный человек часто перед лицом сильной натуры, дабы оправдать собственную
слабость, будет с радостью отмечать незначительные недостатки последней, нежели
простодушно порадоваться за сильнейшего.
Даже некоторые великие люди не могли смириться и принять величие одного человека
перед лицом целой истории. К примеру, Лев Толстой в своей эпопеи «Война и Мир» пытался
убедить себя (и нас) в великой роли народа и совершенно опосредованной роли гениального
полководца. На протяжении всей книги он превозносит «простого» солдата, умоляя
значимость Наполеона; ну никак он не может принять природное право одного человека
повелевать судьбами народов!
Поборник народности, Толстой не в силах принять
простосердечно Наполеона. Хотя великий полководец так простодушен, как ребенок, без
лицемерия и подлости.
Трудно смириться с тем, что на свете есть люди, которых ты и ногтя не стоишь, для
человеческой гордости просто невозможно признание земных богов для слабого человека
это все равно, что признать свою ничтожность.
Сильной натуре очень трудно смириться со своим низшим положением, более того - это
бывает самым болезненным, но именно это чувство подавленности через отрицание дает
возможность проявиться силе личности. Сильный человек будет бороться, даже заранее зная
о своем поражении, он просто не может не бороться иначе он не будет уважать себя.
Отказаться от борьбы равносильно признанию собственной слабости.
Что доставляет самую большую боль человеку, считающему превосходство наивысшей
ценностью? Моменты собственной слабости и бессилия, моменты унижения.
В жалости бессильного к сильному сквозит бессознательное, лицемерное желание
превосходства. Что еще остается слабому, не в состоянии превзойти невозможное? Только
пожалеть свысока. Слова: «он плохо кончил» ничего не значат. Сильный жил и добился того,
на что слабый не способен. Кто в ответ на признание чьих-либо достоинств говорит, что он
плохо кончил, тот утешает себя, стараясь оправдать собственное бессилие.
Если человек похваляется, то ему трудно оправдать надежды, возлагаемые на него, к
тому же люди уже заранее относятся к нему предвзято: «Ну, давай, покажи, на что ты
способен! А мы посмотрим!» Если же человек скромного мнения о своих достоинствах, то он
может приятно всех удивить.
Примечание. Когда я общаюсь с людьми, то за их эмоциями вижу определенную логику,
которая часто ускользает от самого говорящего. Если обратить внимание на эту логику, то
|