полной власти ничто. Представим себе это состояние сна без сновидений: нет пространства,
нет времени, нет ощущений, нет ничего, мир спит, и только с рождением человека он
открывается себе, с рождением человека мир приобретает глаза. Представьте мрак, в котором
рождается бесконечное многообразие. И только в сознании, в переживании человека все это
многообразие обретает себя. Без человека мир ничто, сон без сновидений. Только в тот
момент, когда человек пробуждается ото сна, мир восходит из-под власти ничто. И надо
признать, что рождение сознания есть высокая качественная ступень на пути отрицания
ничто, сознание есть озарение тьмы, есть рождения света во мраке небытия.
13
Сколько трагедий написано об увядающей прелести молодой девушки. Смерть,
закрытость это Природа переживает как собственную трагедию. Что есть прекрасный,
благоухающий цветок, если его никто не видит, если им никто не наслаждается? Что есть
мир, если его никто не зрит? Необходимость явленности человека звучит как ревущий горн:
явись человек и познай меня! так вопиет Природа и рождает человека как необходимый
венец своего творения.
Являясь, человек сразу же вонзается сознанием в Природу. Человек изобретает
физические приборы, механические приспособления все, чтобы глубже проникнуть в
понимание мира и раскрыть его; также он раскрывает себя и проникает глубже в свою
сущность. Здесь каждого человека Природа направляет своим путем, она влечет
человеческие сердца к себе, манит людей своей тайной музыкой, понятой и слышимой
каждым человеком индивидуально. И человек, влекомый ею, устремляется по
предназначенному для него пути.
Невидимые, таинственные силы Природы зовут человека в ее лоно, где не ступала еще
нога человека, где свет сознания не озарил еще бытия. Красота Природы: сверкание звезд на
темном небосводе, водные стихии, неизведанные дали все вопрошает к человеку, все
манит и зовет. Неутолимая страсть к познанию Природы движет путешественниками и
естествоиспытателями, отважившимися встать на этот нелегкий путь.
Примечание.
Прямое подтверждение значимости идеи познания на этологическом
уровне. «В самом деле, ребенок ломает игрушку с целью заглянуть в ее устройство, еще не
умея толком говорить и соображать, а самая умная собака или обезьяна никогда не
заинтересуются ничем, чего нельзя было бы съесть. Стремление к познанию - одна из самых
настойчивых побудительных программ, заложенных в человека. Считается иногда одной из
самых мощных программ половое влечение, но даже и здесь познавательное любопытство
всегда предшествует истинной потребности, а уж сопровождает ее всегда».
14
Жизнь человека постоянный диалог с Природой и с самим собой. Природа постоянно
спрашивает человека: «Что есть Я?» И человек стремится ответить на ее извечный вопрос.
«Что же есть Я?» настойчиво повторяет она.
И что же человек? он может лишь утешить
бедняжку, отвечая ей: «Ты есть потому, что так устроен мир»?.. И опять Природа не
удовлетворена собой, опять ей приходится мириться со своим существованием и опять
вопрошать к человеку. И пока Природа так будет спрашивать с человека, философия не
перестанет быть актуальной.
15
Я бы сказал, что все в мире до появления человека шло так, чтобы в некоторый момент
сознание всплыло наружу, но сознание не есть конечное состояние
Такое положение
|