бога. Так рождается Христос и обожествляется. Сначала Он человек, затем
богочеловек. Он должен быть исторической личностью, он необходимо должен иметь
притягательное материальное воплощение, чтоб уверовали. Через идею бога самая
последняя человеческая жизнь приобретает ценность. Появление христианства решение
задачи о ценности и смысле бытия для многих людей. Идея бога дает силу жизни. Но любой
миф непременно наполняется определенным содержанием (слишком человеческим), которое
отражает конкретный быт цивилизации. От особой окраски никуда не деться. И сколько
противоречий возникает на этой почве между разными религиями, только диву даешься!
Существуют понятия, которые мы черпаем из опыта (таковы представления о реальных
объектах), но существуют понятия, которые определяет человеческий разум, и они не
находят своего реального воплощения в мире (таковы, например, математические объекты).
Понятие бога идея человеческого разума. Своего реального воплощения, то как его
определяет человек, бог не находит в реальном мире, ибо несет в себе разные определения и
толкования, зачастую противоречивые в себе. Образ бога можно только воплотить собой, то
есть собственной жизнью, по крайней мере, к этому нужно стремиться. Ибо бог хочет стать
человеком, иначе религия бессмысленна: она говорит, почитайте бога, будьте как он,
стремитесь к нему. Наполните образ бога кровью и плотью! Ибо боги естественны!
Часто вместо бога выступает кумир, ну так что ж? Христианская религия отрицает
почитание кумира: «Не сотвори себе кумира!» (кроме Христа, конечно!). Но это просто
противоречит человеческой природе; ибо человек всегда на определенных этапах жизни
видит перед собой образ почитания, к которому сознательно или бессознательно стремится
приблизиться и который стремится воплотить собой, чтобы хотя бы стать чем-то!
(Философия бога)
8.0
В Космосе на всех уровнях бытия нигде не существует покоя. Все находится в
беспрестанном движении, где кажущееся постоянство относительно, это есть результат
действия принципа отрицания. Действительно, предположим на мгновение, что нечто
изменчивое, какое-то определенное качество бытия, в некоторый момент застынет в
вечности. Тогда это было бы отрицанием смерти и рождения, постоянно сменяющих друг
друга, но отрицание смерти в изменчивом есть рождение, а отрицание рождения есть смерть,
такова власть принципа отрицания над изменчивым, поэтому ничто изменчивое не может
перейти в вечность. К тому же, то, что обнаруживает в своем бытии элемент вечности,
присущ всеобъемлющей характер; то есть, если что-то претендует на вечность, то оно
находит свое проявление в каждой точке пространства и времени; с другой стороны, нечто
изменчивое всегда есть конкретное и ограниченное в своем бытии.
В свете этого понимания, мы можем утверждать, что добро и зло не обладают
абсолютом бытия, ибо проявляются только с рождением человека, как оценки, то есть лежат
в изменчивой части Логоса. Добро и зло как идеальные моменты не являются абсолютными
ценностями, как и вообще всякие ценности. В подтверждение этому можно добавить, что
сами ценности (содержательно) претерпевают изменения в ходе истории; сами ценности
порождаются человеком и потому не в малой степени зависят от его природы. Но, проявив
себя, ценности отчуждаются от человека и приобретают самостоятельное бытие в
общественном сознании как идеальные моменты, объективируются (как знаки).
Ценности представляют из себя идеальный пласт бытия, в котором находит выражение
повторяющееся проявление человеческой природы, к примеру, люди с определенными
склонностями будут устремлены к тем ценностям, которые находят отклик в их природе.
Также все значение ценностей может и не осознаваться людьми в полной мере, к примеру,
ценность: «Живым не сдаваться!» может быть настолько далекой от человека, что он в
|