определенных институтов. Условия выживания изменились, как бы сказал Маркс:
изменились производственные отношения, ну и т.д., а с ними и сознание. И люди могут
позволить себе быть людьми. Ведь и в Древнем Риме понимали, что убивать на арене цирка
плохо, но так было принято.
8.0.3
Почему люди, уверенные в своем превосходстве, часто иллюзорном, слишком
откровенны, причем, иногда в своих пороках, даже бравируют этим? Чувство собственного
превосходства дает им внутренне право на это. В человеке постоянно идет борьба убеждений,
что-то он принимает, что-то нет. То, что принято в обществе зависит от некоей критической
массы людей, которые принимают эти взгляды и вырабатывают устойчивое отношение к
определенным вещам, превращая это отношение в стереотип. Такой стереотип в силу своей
простоты уже быстро распространяется в обществе. Мнение же среднего человека тяготеет к
простым формулировкам.
8.1
Превосходство само по себе ценно! С этим трудно не согласится, если принимать
жизнь как волю к превосходству; почти то же самое у Ницше: «Воля к власти» имеет
безотносительную ценность, вне добра и зла. В этом состоит большой промах: воля к
превосходству не свободна от противоположностей «хороший» и «плохой», «добрый» и
«злой» на уровне человека. Превосходство непременно окрашивается в их цвета, может быть,
относительные, но окрашивается. Но
вот именно здесь
безотносительно к
человеческому бытию превосходство, возрастание власти, силы имеют объективную
ценность. Все остальные ценности, кстати сказать, выстраиваются за этой общей. Возьмем, к
примеру: «Возлюби ближнего своего как самого себя!» Сущность этого утверждение в
укреплении общежития, что позволяет обществу, в целом, более успешно развиваться, ибо
гарантирует каждому индивиду безопасность. Таким образом, все сводится к процветанию и
возрастанию, где превосходство выступает как предельная ценность, и служит оправданием
любых действий и самой жизни; ибо сама жизнь есть стремление к превосходству.
Объективная ценность жизни в рождении, в раскрытии бытия; если мы, конечно,
признаем противоположностью смерть, как наихудшее из всех зол. В свою очередь, умереть
ради чего-то
есть не что иное, как признание более высоких ценностей, но, в конечном
счете, это «во имя чего-то» сводится к «во имя жизни». Герои умирают во имя жизни.
Остается вопрос: во имя рождение чего? Того, что способствует дальнейшему
рождению.
8.1.1
«Любое положительное качество в превосходной степени переходит в отрицательное».
Отрицание и превосходство тесно связаны между собой. Боюсь сказать, что все, что в
высшей степени превосходно от дьявола, ибо, в конечном счете, в силу ограничений,
приводит к отрицанию. Добро в высшей степени переходит во зло. Простой пример: какая
ждет судьба красивого в превосходной степени юноши или девушки? Необычная, но
трагическая.
Невольно я признаю, что готов принять зло, обладающего высшей степенью
превосходства.
8.2
|