духовных ценностей и идей. Их увлечение философией органично их личности, вытекает из
философичности, которая была им свойственна с отрочества и нередко носит продуктивный характер.
Шизоидам важно действительно найти ответы, и они целенаправленно этим занимаются, нередко
приобретая эрудицию в области философии. В то время как больные шизофренией начинают
философствовать внезапно для тех, кто их раньше знал. В их рассуждательстве присутствуют нелепости,
бредоподобное фантазирование, целенаправленной продуктивности крайне мало.
3. Варианты шизоидного характера
Распространенное деление шизоидов на сенситивных (гиперчувствительных), анестетических
(холодных), экспансивных (односторонне деятельных) имеет свои основания /82, с. 245/, но это скупое
деление совершенно не охватывает удивительного многообразия людей данного характера. Пожалуй, ни
в одном другом характере мы не встретим такого бескрайнего количества еще не описанных вариантов:
шизоиды различаются между собой гораздо больше, чем эпилептоиды, астеники и др. Подобное
разнообразие людей шизоидного круга отмечал Э. Кречмер /71, с. 494/. В кречмеровских описаниях
шизоидов мы встречаем образы отрешенного от жизни чудака с отвлеченными идеями; стильного,
холодноватого, тонко чувствующего аристократа, ценителя искусства и красоты; горячего душой
идеалиста, готового все принести в жертву ради своего идеала; холодного, не теряющего головы,
расчетливого дипломата или деспота; тупого безразличного типа, поросшего «мхом» отшельника с
ипохондрическими
причудами. И это еще не вся галерея образов. Представляется конструктивным
выделение не только вариантов характера, но и выделение вариантов аутистичности как таковой.
1. Мистическая, глубинно-интуитивная аутистичность. Такие шизоиды ощущают свою душу как
каплю бесконечного океана Духовности. Главная цель жизни такого человека преодолеть свое
отчужденное земное существование и вернуться в океан, туда, где его родина. При этом шизоидам не
страшно потерять свою индивидуальность, так как они ощущают, что капля при встрече с океаном
безвозвратно не растворяется в нем, а, соединяясь с его бесконечностью, сама становится Океаном.
Мистики всех времен и народов ощущали эту возможность.
2. Структурированная бесконечность Духа. Условно я бы назвал такую аутистичность баховско-
гегелевской. В отличие от предыдущего типа аутистичности, мистически не изреченной в словах, эта
аутистичность характерна для шизоидов, стремящихся подняться на вершину Духа с помощью
логических символов и понятий, создав из них крепкую философскую систему. Это видно на примере
Гегеля, который, начав с понятия «чистое бытие», добирается до вершины Абсолютной Идеи. Это
торжественное интеллектуально-духовное восхождение эмоционально комментирует математически
стройная музыка И.-С. Баха.
3. Несколько родственна описанной аутистичности не философская, а научная
структурированность бесконечности теоретического познания, которую мы видим в высшей
математике, теоретической физике, астрономии. В сферах этих наук господствует чистая мысль. Нередко
такие ученые ощущают, что ими руководит не земной здравый смысл и факты жизни, а глубинная
интуиция. В моменты своего творчества они чувствуют себя ближе, чем обычные люди, к
бесконечности Вселенной, замыслу Творца. Поэтому, как известно, среди великих ученых-теоретиков
было немало идеалистов и верующих
людей. Нередко такими учеными руководит поиск не
практической пользы, а теоретической Гармонии. Порой они говорят: «Эта гипотеза недостаточно
красива, чтобы быть истинной».
4. Восточная (эманационная) и Западная (библейская, креационная) артистичность. Эманация
значит излучение. Как солнце эманирует луч света, так бесконечный Дух излучает духовное сияние
человека. Совершенно иная картина духовных взаимоотношений рисуется в Библии. Бог создает
человека своей бесконечной творческой мощью из праха земного. Для многих реалистов эти различия
несущественны, для шизоидов же разных убеждений они принципиальны и оказывают влияние на все
их мироощущение.
5. Камерная аутистичность. Здесь нет глобального размаха, такой человек не рвется на вершину
Духа, не хочет им «овладеть». Философичная масштабность аутистичности, представленная в описании
ядра характера, такому человеку не созвучна, и он к ней не тяготеет. Такому шизоиду близка не мистика,
|