чтобы не создавалось впечатления, что среди людей органического характера встречаются лишь
аморальные, антисоциальные типы.
3. Конституциональная глупость. «Салонное слабоумие»
Дебильность очень легкой степени и так называемая конституциональная (врожденная) глупость,
описанная П. Б. Ганнушкиным, находятся в малоотделимой пограничной области с некоторыми
интеллектуально ограниченными вариантами органической психопатии и акцентуации. В этих случаях
важен следующий практический момент: глупый человек может надеть роскошный стильный костюм,
очки в замысловато-сложной оправе, достать из дорогого дипломата томик стихов (которых почти не
понимает) и с большой самоуверенностью начать витиевато изъясняться. Некоторые люди,
гипнотизируясь подобным интеллектуальным антуражем, неспособны предположить, что перед ними
почти слабоумный человек. Заподозрить это можно, памятуя о том, что глупость способна рядиться в
высокопарную многозначительность. Если
внимательно вникнуть в нее, то чувствуешь, что ничего,
кроме банальности и скудоумия, в этих торжественных сентенциях нет. Интересно обозначали
подобную «умную» глупость старые психиатры «салонное слабоумие». Прекрасной иллюстрацией
служат две пародийные миниатюры Ф. Раневской: «В доме творчества» и «Из писем Татьяне Тэсс» /100,
с. 96-110/. Клинически интеллектуальная недостаточность проявляется непониманием иронии,
недостаточной оценкой ситуации, затрудненным пониманием переносного смысла пословиц,
слабостью абстрактного обобщения.
4. Особенности проявлений характера в детстве (с элементами психокоррекции)
В этом разделе я остановлюсь лишь на проблемных органических детях. В современной
международной и американской классификации болезней мы можем увидеть описания таких детей в
рубрике «Расстройства или синдром с дефицитом внимания и гиперактивностью» (СДВГ). Клиническая
картина складывается из дефицита внимания, гиперактивности и импульсивности, в целом
соответствуя «бестормозному» варианту органиков по Г. Е. Сухаревой. С конкретными проявлениями
СДВГ можно ознакомиться в «Клинической психиатрии» Г. Каплана и Б. Сэдока /101, с. 334-335/.
Если клинически обобщить суть данного синдрома, то можно сказать, что ребенок страдает
избыточным импульсом к нецеленаправленному движению, с которым не может справиться; не умеет
регулировать активное внимание, осуществлять тормозящий контроль. Это характерно с детства и
вызывает проблемы как в школе, так и дома.
Красноречивое жизненное описание расстройств по типу СДВГ у «бестормозных» органических
детей дает А. Е. Личко. «С раннего детства обнаруживаются необычная крикливость, непоседливость,
постоянное стремление к движению. Мимика поражает грубой выразительностью. Долго сохраняется
младенческая привычка тянуться руками ко всем новым предметам, попавшимся на глаза, все хватать.
Внимание быстро перебегает с одного предмета на другой. Такие дети ни минуты не остаются в покое
приходится слышать, что маленькими их привязывали к кровати, к стулу и т. п., чтобы немного
отдохнуть от их суеты. Несмотря на подвижность, моторные навыки развиваются с запаздыванием...
Школа с первых дней становится мучением для них, а они для школы. Не в силах долго усидеть
на месте, такие дети на уроках начинают бегать по классу, отвечать за других, прячутся под парту и там
играют. При вполне удовлетворительных способностях оказывается невозможным продолжительное
умственное напряжение. Пишут они грязно, неряшливо, их тетради и книги вечно замызганы, а одежда
испачкана. Крайне затруднена выработка всех поведенческих тормозов. Всякое «нельзя» дается с очень
большим трудом. Все желания они хотят исполнить сию же минуту» /6, с. 250-251/.
Необходимо разъяснить родителям, что поступки ребенка не являются умышленными, и в силу
своих личностных особенностей он не способен разрешать возникающие сложные ситуации.
Желательно доброе, спокойное и последовательное отношение к ребенку. Авторы брошюры
«Минимальные мозговые дисфункции у детей» пишут, что нужно избегать двух крайностей:
«проявления чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, а с другой постановки перед
ним повышенных требований, которых он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней
|