пунктуальностью, жестокостью и наказаниями. Частое изменение указаний и колебания настроения
родителей оказывают на ребенка с СДВГ гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на
здоровых детей» /102, с. 40/. Далее авторы замечают, что «от педагога требуется по возможности
игнорировать вызывающие поступки ребенка и поощрять его хорошее поведение. Целесообразно
ограничить до минимума отвлекающие факторы... Ребенку должна быть предоставлена возможность
быстрого обращения за помощью к учителю в случаях затруднений... Задания, предлагаемые на уроках,
учителю следует писать на доске. На определенный отрезок времени дается лишь одно задание. Если
ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных
частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые
коррективы. Во время учебного дня предусматриваются возможности для двигательной «разрядки»:
занятия физическим трудом, спортивные упражнения» /102, с. 41/. Также необходимо использовать
различные методики тренировки внимания.
Приведу предлагаемые авторами брошюры практические рекомендации для родителей детей с
СДВГ.
1. В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом
случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в
собственных силах.
2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
3. Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его
завершить.
5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например,
работа с кубиками, раскрашивание, чтение).
7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнение домашних
заданий и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.
8. Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в
ресторанах и т. п. оказывает на ребенка чрезмерную стимуляцию.
9. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных шумных
приятелей.
10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и
нарастанию гиперактивности.
11. Давайте ему возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая
активность на свежем воздухе.
12. Помните о том, что присущая детям с СДВГ гиперактивность хотя и неизбежна, но может
удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер /102, с. 41-42/.
5. Психотерапия и лечебная педагогика Г. Е. Сухаревой
Лечебная педагогика по Г. Е. Сухаревой играет важную роль в отношении «бестормозных»
органиков. Сухарева придерживалась принципа, что «коррекция патологических черт основывается не
на «запретах» и «подавлении», а достигается путем формирования новых установок, интересов и
навыков, которые могут быть созданы только на основе положительных эмоций» /25, с. 391/. Г. Е.
Сухарева, исходя из того, что подобные дети не умеют самостоятельно организовывать свое время,
полагала, что в режиме учреждения, где они находятся, не должно быть так называемых свободных
часов. Все время нужно заполнять определенной, заранее намеченной работой или играми. Она
отмечала, что на первых порах основным приемом является краткая и точная инструктивная беседа,
разъясняющая столь же краткое и четкое задание с постепенным переходом к более сложным,
длительным и самостоятельным занятиям. Она понимала, что невнимательных и возбудимых детей
мало привлекает чисто интеллектуальная деятельность, поэтому предлагала включать в учебный
процесс эмоциональные моменты (художественное оформление итогов) и двигательный компонент
(измерение, взвешивание, изготовление наглядных пособий).
|