Navigation bar
  Print document Start Previous page
 134 of 219 
Next page End  

Переход от мании к депрессии и обратно совершается за один-два дня и даже за несколько часов.
Поражает быстрая смена безудержного веселья на тоску, уныние и скуку, идей величия и необоснованно
оптимистических высказываний на идеи самообвинения, греховности и крайне пессимистическую
оценку и прошлого, и настоящего, и будущего.
Главная отличительная черта и маний, и депрессий подросткового возраста — это краткость фаз.
Обычно фазы длятся две-три недели, иногда несколько дней и даже, по данным Н. Stutte (1960), — всего
лишь часы. Однако депрессивные состояния могут затягиваться на месяцы. Чем старше подросток и чем
больше фаз он перенес, тем они становятся длительнее» /6, с. 340/.
Также А. Е. Личко отмечает: «В целом, чем раньше дебютирует МДП, тем тяжелее его лечение.
Начавшись в младшем подростковом возрасте, этот психоз склонен приобретать злокачественную
форму, когда одна фаза сменяет другую без всякого светлого промежутка много раз подряд. Столь частая
смена большого числа фаз в период становления характера не проходит бесследно и приводит к
своеобразной психопатизации по гипертимно-эксплозивному типу... Первая депрессия и первая мания
даже, казалось бы, в их типичной форме, в отличие от взрослых, позволяет лишь предполагать начало
МДП, но не ставить диагноз с уверенностью. Типичные меланхолические депрессии могут при
повторных приступах обернуться картиной шизоаффективного психоза, в более редких случаях даже
приступообразно-прогредиентной шизофренией, типичные мании — и тем, и другим, и даже
злокачественной шизофренией» /6, с. 341/.
По А. Е. Личко, классические меланхолические депрессии наблюдаются в старшем подростковом
возрасте. Однако до них, наряду с ними или вместо них могут обнаруживаться
делинквентные,
ипохондрические и астено-апатические эквиваленты депрессий. По мнению автора, «при эквивалентах
депрессия в той или иной степени заслонена другими симптомами и нарушениями. Но тем не менее
именно депрессия стоит за ними и определяет всю иную симптоматику» /6, с. 102/. Мы видим, что
данное определение во многом соответствует определению скрытых, маскированных, атипичных
депрессий.
В чем же, если говорить кратко, состоят проявления указанных эквивалентов?
1. Делинквентный эквивалент проявляется подспудным депрессивным отчаянием, которое
толкает подростка на нарушения поведения. Подросток как бы ищет себе наказания.
2. Ипохондрический эквивалент заключается в депрессивной сосредоточенности на
ипохондрических переживаниях. Жизнь тускнеет, сужается до этих переживаний.
3. Астеноапатический эквивалент выявляется интеллектуальной несостоятельностью в учебе,
выраженной утомляемостью, бездеятельностью, скукой, унынием. Теряется вкус к жизни, что
болезненно переживается. Угнетаются все подростковые поведенческие реакции, включая такие
сильные из них, как реакция эмансипации и группирования со сверстниками.
4. Диагностическая беседа. Умение находить контакт с больным
Главным «инструментом» диагностики является клиническая беседа. Желательно построить ее не
в форме допроса, а так, чтобы она имела психотерапевтическое действие. Все начинается с
установления неформального контакта. Предложите собеседнику чашку чая, не приступайте к разговору
«в лоб». Можно недолго поговорить о чем-то интересном для вас обоих. Диагностическую беседу
начинайте с открытых вопросов, то есть таких, которые предполагают развернутый ответ, а не
короткое «да» или «нет». Например: «Что вам мешает полноценно жить?» или: «Что вас беспокоит?».
Нужно помочь собеседнику исчерпывающе
высказаться, полезно спрашивать: «Может быть, вас
беспокоит что-то еще?» Дайте человеку время на рассказ, не перебивайте его без надобности. Открытые
вопросы хороши тем, что позволяют человеку рассказывать о себе с той точки зрения, которая ему
свойственна, без ваших «подсказок», которые могут сделать его рассказ тенденциозным.
Когда он расскажет обо всем, что его беспокоит, уместен следующий вопрос: «Хотелось бы вам
рассказать о чем-нибудь, что не тревожит вас, но является важным, существенным?». Ответ на
подобный вопрос помогает лучше понять личность человека, его жизненный мир, систему ценностей.
Закрытые вопросы, заданные слишком рано, могут привести к неточному и неполному пониманию
проблемы. Неплохо поинтересоваться, как человек сам себе объясняет свое состояние. Его ответ
Hosted by uCoz