Navigation bar
  Print document Start Previous page
 154 of 219 
Next page End  

ценность, преимущество (взгляд психотерапевта).
2. Клиническое определение и разъяснение понятия «расщепление»
Расщепление (схизис) это одномоментное сосуществование несовместимых (с точки зрения
здравого смысла) противоположностей, которые уживаются в человеке без борьбы, внутреннего
конфликта и понимания возникающей противоречивости.
Это означает, что в проявлениях психической жизни шизофренического человека существуют
несовместимые мысли, чувства, поступки, высказывания, несовместимости которых он не замечает и от
этой несовместимости непосредственно не страдает. Эти несовместимости существуют изолированно
друг от друга, разобщенно. Схизис объясняется не эмоциональным вытеснением, душевными защитами
— просто таким, расщепленным образом «устроена» душа человека. Расщепление, как уже указывалось,
является первичным (невыводимым из других) шизофреническим расстройством. По крайней мере,
таковым оно представляется людям здравого смысла, к которым, несомненно, принадлежал Е. Блейлер.
Схизис привносит в жизнь шизофреника неадекватность и беспомощность, от которых он может
страдать. Вспоминается молодая женщина, у которой по причине ее расщепленности не складывались
отношения с людьми. Пытаясь разобраться в своих конфликтах, она исписывала гору тетрадей,
неустанно анализируя причины и следствия взаимонепонимания. Было грустно смотреть на ее
титанический труд, так как многое по причине схизиса ею не осознавалось. В частности, она не видела
самого простого: она очень хотела, чтобы к ней хорошо относились, но сама в отношениях с людьми
была «колючей», неуместно категоричной, поспешно откровенной и не замечала, как «лезла со своим
уставом в чужой монастырь». Интересно, что, когда ей объясняли это, она вроде бы все понимала, но в
реальной житейской ситуации действовала мимо своего понимания. Примечательно то, что
взаимоисключающую противоречивость в жизни других шизофренических людей она видела неплохо.
Наличие схизиса не означает, что в душе шизофренического человека нет противоречий, которые
он замечает, понимает и по поводу которых в его душе происходит борьба. Но не эта осознанная
противоречивость, а схизис делает его шизофреником. Что касается осознаваемой противоречивости,
шизофреническому человеку основательно может помочь анализ и самоанализ.
Следует отметить, что многим шизофреническим людям свойственна локальная точность и
понятливость: они могут быть талантливыми математиками, шахматистами, компьютерщиками, иметь
«золотые» руки и т. д. При этом у этих «локально точных» людей в чем-то другом, гораздо более
простом, совершенно не сходятся «концы с концами». Так, некоторые бизнесмены-шизофреники нелепо,
по-детски проигрывают в делах и тут же совершают необыкновенно точный сложный ход,
перекрывающий потери.
Шизофреническому человеку легче быть точным и последовательным в тех сферах деятельности,
где имеются «маркеры» однозначности. Когда человек решает математическую задачу, отлаживает
компьютерную программу, делает своими руками мебель или ремонтирует прибор, то ошибка, сбой
явственно заявляют о себе. В то же время в простом разговоре на свободную тему, не содержащем
«маркеров» однозначной определенности, шизофреническому человеку ничто не мешает «растекаться»
мыслью и незаметно для себя противоречить самому же себе. Даже толкование несложных, но
многозначных пословиц, в силу его интерпретативной свободы, способно легко выявить скрытую
разноплановость мышления.
Схизис может быть выражен грубо патологически, вплоть до шизофазии (бессмысленного набора
отдельных слов), а может быть едва намеченным, но все же отчетливо ощутимым. В больного
шизофренией, как порой выражаются, трудно «логически пробиться», трудно вчувствоваться во многие
его переживания, желания, поступки. Например, девушка все время ссорится с родителями, мечтает
жить самостоятельно, но почему-то не переезжает в отдельную комнату в общежитии, хотя ей никто не
мешает. Замечательно эту невозможность вчувствоваться в мотивы поведения больного шизофренией
проиллюстрировал психиатр Груле. По его мысли, событие «A», с точки зрения здравого смысла, не
служит причиной для события «B», а у больного шизофренией служит. Он поясняет это примером о том,
как одна шизофреничка побила другую — старую, беспомощную, больную — «от радости жизни» /123, с.
30/.
Hosted by uCoz