Некоторые врачи, да и просто чувствительные в отношении расщепления люди, описывают
характерное, интуитивное ощущение при общении с шизофреническим человеком. Психиатр Рюмке
назвал это ощущение «чувством шизофрении» и предлагал использовать его в качестве диагностического
критерия /124/. Это ощущение связано с нецельностью, разлаженностью, странностью-
парадоксальностью, создающими особый «аромат» шизофрении. Также «чувство шизофрении»,
возможно, проистекает из странного впечатления, что шизофренический человек находится как бы в
«параллельной собеседнику плоскости», не входя с ним в логически-смысловой резонанс. Другие
составляющие этого «чувства» (аффект, экспрессия) будут обсуждаться ниже.
Шизофреническая парадоксальность отличается от шизоидной, которая несет в себе внутренние
логические и эмоциональные закономерности и понятна в контексте аутистического мироощущения.
Шизофренические парадоксы уходят корнями в абсурд, одновременно пустой и наполненный некоей
«инопланетной» мыслью. Когда больной сообщает, что он «угол на угол умножит, в отражение уйдет»,
то остается до конца непонятным: является ли эта фраза абсолютно бессмысленной или в ней есть
особый смысл.
Расщепленность наблюдается и в тех тяжелых случаях, когда шизофреническая личность
«занавешивается» психотической симптоматикой (бред, галлюцинации, острый аффект и т. д.). В таких
случаях схизис пронизывает эту психотическую симптоматику (примеры дальше в тексте), что не
наблюдается при психозах нешизофренической природы. Когда личность слегка «заволакивается»
мягкими неврозоподобными и психопатоподобными расстройствами, то схизис звучит как в этих
расстройствах, так и в отношении шизофренического человека к ним.
Отметим, что понятие расщепления (схизиса) носит не отвлеченно-теоретический характер, а
отражает клинический феномен, непосредственно выявляемый в общении с шизофреническим
человеком. Например, человек сообщает, что его переполняет радость жизни, при этом лицо его
амимично, а глаза безучастные.
3. Разбор ключевых понятий
Для понимания шизофрении необходимо разбираться не только в расщепленности, но и в таких
феноменах, как личностный дефект, шизофренический процесс, а также в разнообразных, так
называемых позитивных и негативных синдромах и особенностях шизофренического слабоумия.
Личностный дефект и слабоумие. Понятие дефекта подразумевает грубую, необратимую
нехватку, недостаточность. В тяжелых случаях шизофрении человек по мере болезни многое теряет,
наступает состояние глубокой душевной опустошенности. Пропадает интерес к миру, к окружающим, к
самому себе. Эмоциональная жизнь оскудевает, и человек влачит «растительное» существование.
Безразличие (апатия) и отсутствие волевых проявлений (абулия) образуют характерный для шизофрении
апатико-абулический синдром, составляющий основное содержание шизофренического слабоумия. В
тяжелых случаях возникает впечатление «смывания ядра личности», но, в отличие от грубоорганических
заболеваний, при шизофрении не наступает мозговая смерть, децеребрация.
Конечное дефектное шизофреническое состояние напоминает «смерть с открытыми глазами»,
от него веет «могильным хладом равнодушия». Время от времени на этом фоне возникает нелепое
возбуждение. Прежняя психопатологическая картина утрачивает структурность, распадается на
полиморфные осколки. Дальнейшего развития болезни практически не происходит.
Может отмечаться шизофазия разорванная, ни к кому не обращенная речь. Отсутствие
смысловой связи при сохранении правильного грамматического построения фразы главная
характеристика шизофазии. Б. А. Воскресенский приводит следующие примеры подобных
высказываний пациентов: «Опыты рабочего состояния главной мозговой клетки», «Мысли, трепещущие
в экстазе военного опыта», «По азимуту истерзанная Земля уничтожена» /108, с. 32/. Обратите
внимание, что это слабоумие несет в себе не элементарную слабость обобщения, как при олигофрении,
а, как порой выражаются, содержит таинственно-инопланетную, вычурную для здравого смысла
алогичность. В связи с этим вспоминается высказывание К. Ясперса о том, что органическое слабоумие
есть «просто» разрушение человеческого естества, тогда как шизофреническое безумное искажение
его /7, с. 272/.
|