«Вы знаете, у меня есть любимейшие стихи Блока, я думаю, что это лучшие образцы истинной
поэзии. Однако кто-то любит Северянина, и для него Блок полупоэт. Я думаю, что ошибается он, а он
что я. Я считаю, что он не понимает поэзию и живет в своем примитивном поэтическом мифе, а он
считает что я. Кто нас рассудит? Только третий, но оказывается, что у этого третьего идеал поэзии
Пушкин. Таким образом, каждый из нас обречен быть мифотворцем для другого. Нельзя обменяться
душами и личным опытом. У нас есть варианты. Первый: каждый старается доказать свою правоту, при
этом никакая правда не торжествует и между нами конфликт. Второй: каждый соглашается, что все
имеют право на свою правду и свой миф, при этом в глубине души считает правым себя, но в реальных
отношениях корректен и строит эти отношения не на расхождениях, а на сходстве. Если люди не хотят
конфликта, то они должны строить свои отношения на общих или нейтральных точках
соприкосновения, не претендуя на общепринятость своих мифов. Вот это и есть правило
бесконфликтного общения. Свой миф я должен оставить для себя и единомышленников. Как мой Блок,
так и ваша «ситуация» для большинства являются мифами. Поэтому нужно постоянно помнить об этом и
на этой основе строить свои отношения с миром. Нужно чувствовать, что из наших переживаний
покажется окружающим мифическим. Если такое положение дел вам не нравится, то можете обращаться
с жалобами к Создателю, но все же лучше вести себя подобным образом».
[Я упростил возможные
варианты для пользы больной, ибо можно считать, несмотря на любовь к своему поэту, что другой поэт
более велик, тем более если его поклонники люди более развитые, чем ты сам, то есть можно
уступать свою правду правде других. Однако требовать подобной уступки от Светы было бы
нереальным и бесчеловечным.]
Это объяснение совсем несложно, хотя требует некоторого интеллекта (впрочем, минимального)
для понимания. Провести его по жизни вот что сложно. Даже когда Света стала строить общение по
этому правилу, ей нужна была помощь. При всяких сомнениях относительно того, что можно, а что
нельзя, она звонила и советовалась со мной. В общем всегда оказывалось не очень сложно, внимательно
выслушав ее, представить реальную ситуацию и подсказать безопасное решение. В обострении без этой
телефонной помощи обойтись трудно, в подострых ситуациях Света могла справиться сама.
Создание бредового мотива для укрепления диссимуляции
Ввиду отсутствия у больной своей жесткой объяснительной системы я получил редкую
возможность участвовать в формировании ее бредовых представлений. Я пытался «бредить» вместе с
ней для ее пользы.
В результате психотерапевтическое влияние действовало и целебно руководило
изнутри ее бреда. Мое участие свелось примерно к следующему.
«Давайте конкретно и по порядку разберемся в госпитализациях. Первая была обусловлена, как
вы считаете, вашей доверчивостью, когда, поверив психиатру, что в больнице откроется мучившая вас
тайна, вы пошли туда самостоятельно. Да, это был обман, но почему он имел место? Психиатр не мог
поверить вам, а ваш рассказ показался ему похожим на встречающиеся в его обычной практике. Если бы
вы не наговорили ему столько выходящего за рамки обычного, он бы вообще посчитал, что он тут ни
при чем. Вторая явилась результатом писем в высокие инстанции с просьбой о выезде в Швейцарию.
Эти инстанции не смогли поверить в столь нетипичную травлю, на которую вы ссылались, а ведь иных
причин для выезда вы не выставляли. Поскольку вы настаивали, вопрос был решен насилием. А уж
когда вы стали останавливать машины и допрашивать шоферов, то только чудо могло вас уберечь от
больницы. Чуда не случилось. Когда же вы переполошили милицию, требуя срочных мер по розыску
Оли [Дочь просто не позвонила больной как обычно.], то вели себя там весьма необычно, и исход тоже
был предопределен. Уж если вы решили прибегнуть к помощи милиции, то разве нельзя было найти
более удачную форму? Можно было просто сказать, что дочку преследует какой-то человек, дочь
почему-то не позвонила, вы очень беспокоитесь из-за этого и просите найти ее, при этом ни слова не
говоря о своей «ситуации». Не исключено, что наша инертная милиция даже
попыталась бы вам
помочь. Итак, во всех случаях вы действовали по старинке, рассчитывая на естественное
взаимопонимание. Вы требовали признания «ситуации», а ведь она так организована, что это
признание получить невозможно. В этом-то и состоит особое коварство».
«Поскольку все так организовано, что преследователи не показывают свое лицо, то остается
единственное всмотреться в тот особый почерк, которым они действуют и, как графологи, по почерку
|