на науке и авторитетах, желательно подкреплять весомо звучащей терминологией (даже если она
малопонятна вам и ему). Из ваших аргументов вы должны воздвигнуть крепость, которую он сможет
уважать и перед которой ему будет не стыдно сдаться. В этом отношении помогают приемы
рациональной терапии по Д. В. Панкову /18, с. 188-213/.
Важно понимать, что эпилептоиду для полного счастья нужна радость власти. У власти две
главные фигуры царь и воин, чем-то повелевать и что-то покорять. Эпилептоиду в своей жизни хоть
где-нибудь нужно быть царем или воином. Прекрасно, когда его авторитарность полезна обществу.
Честная крепкая власть в любые времена, и особенно в смутные, всегда была в цене. Власть не
обязательно самодурство, это может быть власть справедливости и закона, и даже власть демократии,
неукоснительного соблюдения прав человека.
Психастеноподобным эпилептоидам показана терапия творческим самовыражением (ТТС) по
методу М. Е. Бурно, речь о которой пойдет в разделе об астеническом и психастеническом характерах.
10. Учебный материал
В фильме «Список Шиндлера» есть сцена, где происходит разговор о власти между Шиндлером и
холодным молодым садистичным нацистом. Шиндлер мастерски трансформировал представление о
власти у этого фашиста. Он показал ему, что есть власть убивать и есть власть миловать, когда мог бы
убить. Вторая власть выше, ибо принадлежит только Богу и императорам. Нацисту захотелось
почувствовать себя императором, и он стал пытаться миловать. Этот эпизод показывает, что понятие
власти многогранно и подвержено трансформации. Шиндлер увлекает и вовлекает нациста в
создаваемый им образ. Если бы он прямо сказал фашисту, что нужно, подобно императору, миловать
людей, то фашист, скорее всего, стал бы сопротивляться такому предложению. Большинство
властолюбцев не приемлют прямых указаний. Поэтому в психотерапевтической работе с некоторыми
эпилептоидами эффективны косвенные внушения, многообразные примеры которых представлены в
трудах М. Эриксона /19, 20/.
В фильме «Общество мертвых поэтов» хорошо дан образ эпилептоидного отца. Он не способен
позволить сыну выбрать карьеру актера, так как уже выработал для сына свою «верную» программу
жизни. Отказаться от нее отец не может, потому что будет чувствовать вину за то, что не направил
мальчика по правильной жизненной дороге. Он забирает парня со сцены, намереваясь отдать его в
закрытое учебное заведение. Для юноши это огромная беда, но отец в своей прямолинейной строгости
понять этого не хочет. Он авторитарно-гипнотически давит на сына. Все заканчивается самоубийством
юноши и горем отца. Характерно, что отец запрещает мальчику спорить с ним на людях. Обратите
внимание, как у отца в гневе ходят желваки (типичная деталь), как аккуратно прибран его стол и
поставлены тапочки у дивана. Вообще, в образе отца замечательно передан «аромат» личности
эпилептоида.
В фильме «Республика Шкид» примечателен эпизод с молодым «ростовщиком» Слоеновым. В
этом эпизоде показан коварный, внешне благостный и сладенький эпилептоид с нравственным
дефектом. Он жестоко манипулирует чувством голода у младших ребят, подлизывается к старшим и
бесстыдно на глазах у «жертв» наслаждается сытостью и властью. С улыбкой на устах делает гадости,
подставляет под наказание вместо себя другого мальчика. Когда его манипулятивные сети рвутся, то с
него слетает благостность и обнажаются трусливость и агрессивность.
Вспомните творчество Сурикова, Верещагина, Шишкина, В. Васнецова, Айвазовского, А.
Шилова, Шардена (Франция), Матейко (Польша). На полотнах этих талантливых мастеров ощущается
дух напряженности, натуралистической утонченности с тщательно выписанными деталями,
воинственный характер сюжетов. Это творчество помогает прочувствовать эмоциональный и духовный
мир эпилептоидного характера.
Глава 2. Инфантильно-ювенильные характеры
1. Краткие общие сведения
|