К данной группе относятся характеры, обусловленные мягкой задержкой психофизиологического
развития без каких-либо выраженных эндокринных расстройств. Это люди, которые и в зрелом возрасте
несут в себе черты детства и юношества. И. П. Павлов причислял таких людей к художественному типу
в противоположность мыслительному. Данная группа состоит из трех типов характера: истерического,
ювенильного, неустойчивого. Так сложилось, что в группе инфантильно-ювенильных характеров не
предусмотрены разные названия для психопата и акцентуанта, оба обозначаются одними и теми же
словами: истерик, ювенил, неустойчивый. Наиболее подробно я остановлюсь на истерическом
характере, как представляющем наибольшие трудности для взаимодействия.
Понятие инфантильность многозначно. В психоанализе под инфантильностью подразумеваются
неизжитые переживания и комплексы, возникшие в результате психического травмирующего опыта в
детстве. С этим инфантильным содержанием предлагается расстаться через его осознавание так, чтобы
на место детских комплексов пришла свобода вести себя по взрослому выбору, а не автоматически,
следуя теперь уже неадекватной, заложенной когда-то в детстве программе.
К экзистенциально-гуманистической психотерапии детскому (инфантильному) придается
значение открытого, подлинного, правдивого, не искаженного трафаретами и условностями отношения
к миру. В этом смысле от детского не избавляются, а к нему приходят через духовное очищение.
Глубокий исследователь детства В. В. Зеньковский называл его «золотым временем» жизни. /21, с. 292/
В некоторых эстетических концепциях под инфантильностью имеется в виду свежее своими
непосредственными, яркими чувствами образное творчество без глубокой рефлексии и анализа.
Клиническая характерология понимает под инфантильно-ювенильным определенные
психофизиологические особенности, свойственные большинству детей и юношей.
2. Инфантильно-ювенильные особенности психики
Часть нижеперечисленных черт относится к инфантильным, то есть свойственным детям, часть к
ювенильным, то есть свойственным юношам, а часть к инфантильно-ювенильным, то есть
свойственным и тем и другим.
1. Яркость, красочность впечатлений. Дети и юноши остро чувствуют, очаровываются
красочным, ярким, блестящим, и переливающийся мир их чувств подвижен, как бурная мелкая горная
речка. Чувства их еще можно сравнить с бенгальским огнем, который быстро вспыхивает, горит ярким
пламенем и так же стремительно гаснет.
2. В душевной жизни ребенка преобладают впечатления, образы, а не абстрактная аналитическая
структурированная мысль.
3. Жизнь моментом. Нет серьезной тревоги о завтрашнем дне. Глаза широко открыты
происходящему в данный момент. Душа целиком им захвачена.
4. Яркость воображения и фантазии. Порой фантазия так увлекает и в своей яркости становится
такой реальной, что ребенок начинает верить в нее, как в действительность. В этом суть невинной
детской лжи. Юношескому возрасту присуща лиричность и мечтательность.
5. Отсутствие прочного внутреннего стержня. У ребенка еще нет стойкого мировоззрения,
устоявшихся принципов. Психика пластична и легка, отзывчива на все новое, необычное. Отношение к
миру меняется от настроения данной минуты. Ребенок склонен заражаться интересом к тому или иному
в зависимости от того, чем интересуются и восхищаются в данный момент значимые для него люди
(психический аналог того, что в мире взрослых именуют модой).
6. Стремление быть в центре внимания (эгоцентризм). Что бы ни делал ребенок, он просит,
чтобы посмотрели, как это у него получается, требует много внимания к себе. В этом есть смысл:
взрослые, наблюдая за ребенком, могут ему что-то подсказать, чему-то научить. По мере развития
ребенка потребность быть на виду уменьшается, вновь обостряясь в подростково-юношеском возрасте.
7. Легкая душевная холодноватость. Ребенок не способен тревожно, глубоко входить в проблемы
близких. Он слишком поглощен собой и своими интересами. Часто не задумывается о состоянии
родителей, объективной ситуации занимайтесь им и точка. Может громче всех плакать в случае
какого-то семейного горя, но и раньше всех начинает смеяться.
|