8. Деятельничание. Ребенок и подросток не могут долго находиться в бездействии. Их увлечения
зачастую шумные и подвижные. Но если нет «кнута и пряника», то легко бросают начатое и
переключаются на что-нибудь другое. Стойкая волевая самостоятельная целеустремленность
свойственна меньшинству детей.
9. Эмоционально-субъективное мышление. Все оценки существуют в луче хорошего или плохого
отношения к данному человеку в данный момент. Меняется это отношение и, соответственно, меняется
мнение. Взрослый, зрелый человек способен, в отличие от ребенка, уважать и высоко ценить даже того,
к кому испытывает сильную личную антипатию, и наоборот, ясно видеть недостатки у любимых людей.
10. В моменты печали и радости у ребенка ярко выражен компонент двигательной экспрессии в
отличие от потаенно-внутреннего переживания взрослого. Дети
кричат, топают ногами, изгибаются
дугой на руках матери, прыгают от счастья, бурно рыдают в кратковременном отчаянии это все так
называемое «подкорковое» реагирование. У детей, в отличие от взрослых, редки глубокие, цельные,
долгие депрессии.
11. Упрямое стремление поступать вопреки советам и просьбам старших является яркой
подростково-юношеской чертой. У детей данная черта не столь стойкая и проявляется в так называемые
периоды негативизма (кризисы возрастного развития). Подросток в ответ на разумные предложения
старших отвечает, что ему все равно, и делает наоборот, лишь бы доказать свою самостоятельность.
12. Высокая способность вытеснять из сознания неприятное. Ребенок и подросток, когда
случается что-то неприятное, способны как бы забыть про это и весело жить, пока не придет время
расплаты.
В группе инфантильно-ювенильных характеров чаще встречаются лица женского пола. Вообще
женщины по своей природе ближе к детству и юности. Благодаря этому женственность несет в себе
живую, подвижную впечатлительность, мягкую непосредственность, преобладание чувствительного
сердца над холодной логикой, легкое кокетство, стремление нравиться внешними средствами
(прической, одеждой), лиричность, мечтательность.
Глава 2 (А). Истерический характер
1. Ядро характера
Данный характер обычно описывается под названиями: истерический, демонстративный,
театральный, гистрионический (histrionic с древнегреческого значит актерский). В русской психиатрии
чаще употребляют название истерический характер. К. Шнайдер предлагал называть людей данного
типа «требующие признания». С истерическим характером не следует отождествлять истерический
невроз, истерические аффективно-шоковые реакции, истерию как массовое явление психического
заражения (кликушество).
Ядром данного характера является эгоцентризм на фоне дисгармонического инфантилизма.
Эгоцентризм это стремление, во многом бессознательное, во что бы то ни стало обращать на себя
внимание. Как попасть в центре человеческого внимания? Глубокий талантливый человек оказывается
там невольно, так как люди сами обращают на него внимание в силу значительности его личности и
высоких творческих достижений. Сам он обычно не стремится в центр внимания, порой ему бывает там
даже неловко. Часто ему претит, мешает популярность и связанная с ней шумиха вокруг его персоны.
По контрасту с этим легче понять истерического человека. Он жаждет быть в центре внимания и
при этом малоразборчив в средствах, более того, у него имеются свои средства. Главное из них
демонстративность, то есть стремление всячески выставлять себя, как бы выходя из среды незаметных
зрителей на сцену. Эту особенность называют иногда театральностью. По выражению К. Ясперса,
истерик «пытается казаться больше, чем он есть на самом деле», а русский детский психиатр Г. Е.
Сухарева иронично добавляет «и порой даже больше, чем мог бы быть».
Перечислим некоторые формы демонстрации, то есть способы привлечения к себе внимания.
1. Резкие или неожиданные в данной ситуации действия (споткнуться, уронить стакан и т. д.).
2. Нарушение шаблонов. Человеку протягивают руку, а он подчеркнуто прячет свою в карман,
|