или его публично награждают, а он на глазах у всех отдает свой ценный подарок уборщице.
3. Все время, не умолкая, присутствовать, не давая другим вставить слова, комментировать
происходящее, все заполняя собой.
4. Играть контрастами одежды, голоса, настроения. Жаловаться на тяжелую жизнь и
показывать, как героически ее переносит. Можно завести «серенькую» подружку (друга) и тем
обеспечить выгодный для себя контраст. Изобразить какую-то ситуацию так, чтобы все в ней
получались безразличные или плохие и только он (она) хороший.
5. Стараться необычно шутить, хохмить, быть шумным, то есть заметным.
6. Плести интригу, являясь центром событий и не давая никому остаться безучастным.
7. В конце концов, можно делать какие-то гадости, язвить, жалить тех, кто не обращает внимания.
8. «Болеть» и жаловаться на жизнь. Способ надежный, так как люди склонны уделять внимание
больным, несчастным, тем, кто в беде.
9. Устраивать театр в жизни. Буря в стакане воды, много шума из ничего при непременном
наличии зрителей.
10. Эксцентрическое поведение. В яркой экстравагантной одежде заявиться на лекцию с
опозданием. Эффект следует моментально: о лекторе все забывают и смотрят на пришедшего.
11. Если нет идеи лучше, то почему бы просто не использовать ложь и не хвастать о чем-нибудь
эдаком.
12. Удивить хлесткой самокритикой так, чтобы окружающие ахнули.
13. Можно совершить подвиг: на глазах у толпы спасти утопающего, потушить пожар.
Эгоцентризм не идентичен эгоизму: порой бескорыстные альтруистические действия привлекают
внимание лучше,
чем эгоистические. Некоторые истерические люди способны на высокий
альтруизм.
14. Очаровать всех своей милой обходительностью, показать, как сильно любишь окружающих, и
они в благодарность ответят признанием (если их не оттолкнет фальшь).
15. Выразительно предстать скромной тихой жертвой, которая уже не ищет никакого утешения, а
потому получит его в большом количестве.
Список можно было бы продолжать, но важнее подчеркнуть главный способ демонстрации,
неотъемлемый от истерической личности. Это
поза,
то есть разнообразный показ себя. Поза
пронизывает все основные проявления истерического человека на людях, а иногда и в одиночестве,
когда он пытается предстать больше, чем есть, для самого себя. В позе все картинно-красиво, необычно
сделано для привлечения внимания. Или наоборот, все может быть подчеркнуто безобразно, уродливо,
цинично, эпатирующе, что привлекает внимание совсем не меньше. В зависимости от особенностей
характера, воспитания и обстоятельств истерический человек пользуется преимущественно тем или
иным вариантом позы. Некоторые истерические люди предпочитают любое внимание, даже самое
негативное, его полному отсутствию.
Мы чувствуем позу по ее нарочитости, искусственности, ходульности, фальши. В ней нет
искреннего человеческого тепла и глубины. Поза может быть яркой, интересной, но и тогда она
фальшива и холодна. Поза может рядиться в одежды глубокомыслия, серьезности, многозначительного
молчания, но это всего лишь одежды, а под ними голое желание произвести впечатление.
Рассмотрим механизм вытеснения, без которого демонстративное позирование наткнулось бы
на придирчивую самокритику, сдерживающие моменты внешней обстановки и стало бы невозможным.
Благодаря вытеснению все, что мешает привлечению внимания, изгоняется из сознания, как бы не
существует. Вытеснение помогает человеку не думать о чем-то неприятном, замечать в окружающей
жизни одно и не замечать другое, верить, игнорируя правду, в то, во что хочется верить. Из-за наличия у
истерика инфантильно-ювенильных черт механизм вытеснения работает легко и слаженно. У истерика
яркая красочность впечатлений, восторг или негодование создают вытеснительный занавес аффекта, за
которым многое скрывается из виду, в том числе доводы здравого смысла, трудности других людей,
свои обязанности перед ними. Вспомним чеховский рассказ «Попрыгунья». Героиня рассказа Ольга
Ивановна радостно возбуждена, что все складывается «преоригинально, во вкусе французских
экспрессионистов»: роща, пение птиц, солнечные пятна на траве, но вот беда, не хватает ей так нужного
для полноты картины розового платья. И она посылает издалека приехавшего, голодного, уставшего
|