с ним общаться, он будет проявлять либо бурную ласку, либо бурную обиду, чтобы все-таки получить
внимание.
2. Некоторым истерическим детям быстро наскучивают игрушки, хотя они любят их получать.
Любимой игрушкой нередко оказывается взрослый. С настоящей игрушкой нужно играть самому, а
взрослого возможно заставить заниматься собой.
3. Такие дети, особенно девочки, любят наряжаться, кокетничают, шумно выбегают к занятым
разговором взрослым, чтобы те срочно полюбовались их прелестными туфельками или колготками
(юбка кокетливо идет вверх).
4. Многие охотно выступают в художественной самодеятельности, крайне ревниво и завистливо
относясь к аплодисментам и похвалам в чужой адрес. Как отмечала Г. Е. Сухарева, движения их
пластичны и легки, есть чувство ритма. На вопрос: «Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?» многие
отвечают: «Артисткой».
5. Рано начинают сочинять небылицы о себе. Бывает так, что их рассказы взаимоисключают друг
друга. Их это редко смущает, иногда даже удается ловко выкрутиться, отказавшись от какого-то своего
рассказа, или придумать новый.
6. Если в младших классах учитель приводит такого ученика в пример, то это положительно
влияет на его успехи. Если за спинами истерика и психастеника стоит учитель и наблюдает, то буквы у
истерика становятся ровнее, красивее, а у психастеника от неловкости одни загогулины с кляксами
выходят. Некоторые истерики прекрасно учатся в младших классах. У них часто блестящая память,
быстрая сообразительность, хорошо «подвешен язык», могут удивлять необычным словотворчеством,
богатым воображением. В старших классах, где при выполнении заданий больше используется
абстрактная аналитическая мысль, успехи становятся скромнее.
7. Истерики не любят насмешек, но если в школе на них никто не обращает внимания, то могут
стремиться вызвать безобидные насмешки над собой. Достигнув этого, стараются стать школьным
«клоуном», который вызывает злой смех уже не над собой, а над другими детьми, учителями, и
становятся своеобразными героями класса.
8. Из-за наушничанья, стремления к первенству отношения с одноклассниками часто бывают
непростыми. Тем более что некоторые дети «раскусывают» театральную наигранность дружеского
отношения к себе и не дают истерику «подлизаться».
9. В подростковом возрасте усиливаются нарушения поведения в виде прогулов, дерзости,
побегов из дому. Серьезные преступления не типичны. Много хвастовства и «петушения». Истерику
важно занять престижное положение среди сверстников, и если это не получается в труде, учебе,
спорте, то проще всего изобразить из себя крутого пижона, которому на все наплевать, кроме мнения
своей уличной компании. Однако истинным лидером такой компании ему удается стать редко, и тогда в
душе назревает конфликт между положением праздношатающегося в обычной уличной компании и тем
высоким местом в жизни, которое хотелось бы занять.
10. Проявляют большую настойчивость в достижении цели, связанной с привлечением
внимания. Очень беспокоятся о своей внешности. Девушки могут морить
себя голодом и истязать
физическими упражнениями ради того, чтобы иметь хорошую фигуру. Когда же речь идет об обычной
систематической работе, то степень прилагаемого напряжения намного меньше.
11. В случае краха высоких притязаний, ущемления самолюбия могут развиться истерические
невротические реакции. У детей и подростков нередко пропадает голос, наступает спазм век, появляется
кашель, рвота, случаются истерические припадки, возможны демонстративные суициды. Иногда они
«уходят в болезнь» и таким образом получают оправдание неспособности осуществить свои высокие
притязания.
3. Варианты истерического характера
В своем выделении вариантов я опирался на характерные жизненные типажи.
1. Практичные истерики. У них вытеснение направляется не только эгоцентризмом, но и
желанием получить выгоду, ради нее они способны контролировать свои эгоцентрические проявления.
На людей и события, которые сулят выгоду, практичные истерики смотрят сквозь «очки
|