доброжелательности», но к тому, что им не выгодно, они относятся безразлично или высокомерно-
брезгливо. Таким образом, в сумме их психической жизни устанавливается некий баланс между
эгоцентризмом и выгодой. Эти люди аккуратны в своих делах, их не собьешь на поступок, идущий
вразрез с их интересами. Они могут, как Скарлет О'Хара из «Унесенных ветром», с легкостью (благодаря
вытеснению) сказать про что-то неприятное: «Ну, об этом я подумаю завтра». В вопросах же своей
выгоды подобные истерические люди легкомыслием не отличаются. Во всем остальном они остаются
вечными детьми (юношами), отличаясь яркостью капризных чувств, красочностью воображения,
подвижностью психики, стремлением выставлять себя и т. д. Вот почему порой, несмотря на то, что в
них проглядывает что-то хищно-практичное, легко помириться с такими людьми. Для этого достаточно
подлить воды на мельницу их эгоцентризма комплиментом, восхищением.
2. Умные истерики. Встречаются не часто. Речь идет не просто о богатой эрудиции и формально
высоком интеллекте, а о способности глубоко жизненно обобщать явления, проникать в суть вещей.
Такой человек, будучи истериком, старается показать себя, намекнуть словом, поведением, что он умнее
окружающих. Присущи ему и другие, уже много раз перечислявшиеся инфантильно-ювенильные черты.
Но вот что интересно: ему действительно есть что сказать, и потому не так жаль, что рядом с ним другие
становятся малозаметнее (отчасти он сам их умеет такими сделать). Несмотря на содержательность
своих мыслей, порой он «выдает» нечто позерски экстравагантное. Сила умного истерика заключается в
том, что в его позе преобладает блистательный ум, а не дешевая театральность. К тому же такой
истерик, в отличие от примитивного, тонко сообразует свое позерство с особенностями ситуации.
3. «Серые», примитивные истерики. Про женщину такого типа метко говорят «королева без
королевства и подданных». Этим истерикам не хватает внешнего блеска, остроумия, игры ума. У них нет
яркого таланта в какой-либо области, а претензий на особое положение и отношение хоть отбавляй. Их
жизнь полна внутреннего конфликта между их скромными возможностями и завышенными
притязаниями. Такому человеку повезет, если удастся найти подходящего супруга, рядом с которым он
будет ощущать себя значительным, как порой жена генерала сама себя генералом ощущает (механизм
обратной проекции). Если же у них имеется хоть мало-мальский талант, то они выставляют его как
только возможно.
4. «Астенические» истерики. Подобных застенчиво-робких истериков выделял Э. Кречмер. У них
на самом деле имеется комплекс неполноценности, нерешительность, тревожность. По этой причине на
людях эти истерики держатся тихо и скромно. Их принимают за астеников. Однако если приглядеться,
то можно заметить, что застенчивость, нерешительность преломлены истерической позой. В некоторые
моменты жизни эта поза обнажается до крикливой театральности, вылезают претензии: «И я хочу есть
кокосы, хочу, чтобы и мне целовали руки, посвящали стихи». Хотя это нередко душевно тонкие, по-
детски милые люди, рыдающие по ночам из-за отсутствия красивой одухотворенной жизни. Порой они
находят себя в том, что несут какой-то крест: самоотверженно ухаживают за больным родственником,
занимаются посильной благотворительностью, страдают от несчастной любви без надежды на
взаимность. Вся эта жертвенность по-настоящему им помогает, если имеются восхищенные зрители, без
которых жертвенность была бы только тяжестью и углубляла отчаяние.
5. Стервозно-язвительные, безнравственные истерики. Внимание, которое жаждет привлечь
истерический человек, бывает совершенно разного качества: от восхищения и почитания до жалости и
сострадания. Некоторые истерики «любят» негодование, ненависть так они больше нравятся себе.
Одна из неприятных истерических черт язвительность: выискивающе-острое стремление ранить
других людей откровенно или под видом невинного комментария, шутки. Например, комплимент:
«Знаешь, дорогая, тебе так идет новое платье, оно просто замечательно скрывает дефекты твоей
фигуры», может довести чувствительного человека до слез. Язвительность является частью
стервозности, то есть удовольствия, получаемого от гадостей: от маленьких острых «шпилек» до
настоящей подлости. При этом стервозно-язвительному истерику не стыдно, наоборот, он гордится
собой: «Ай да я! Как ловко выбил из седла седока. Так этому паразиту и нужно». Подобным истерикам
нравится плести интриги, сочинять анонимки, клеветать. И все-таки истерик данного типа редко бывает
прожженным, законченным негодяем. Детско-юношеская структура его психики не позволяет этого. По
временам он бывает легким, симпатичным, а язвительность и стервозность трансформируются в
остроумие и лихое веселье.
|