проявлений, чего никогда не бывает у астеников. Гиперкомпенсация нужна астеникам, чтобы не
казаться смешными, а выглядеть смелыми и раскованными. Шизофреническая же гиперкомпенсация
часто смешна и нелепа, например, чтобы скрыть застенчивость, молодой человек входит в комнату к
незнакомым людям на руках. При мягкой шизофрении застенчивость может резко возникать в
определенном возрасте, а до того и намеков на нее не было. Застенчивость у таких людей в зависимости
от состояния то появляется, то совершенно исчезает, чего не бывает у астеников.
8. Особенности контакта и психотерапевтической помощи
Астеник тревожно напряжен тем, как его оценивают, поэтому хорошо, если вербально и
невербально вы дадите ему почувствовать ваше доброе расположение. На первых этапах знакомства
избегайте двусмысленностей и помните, что некоторые разъяснения и интерпретации могут быть
приняты астеником за критику. В контакте такие люди ценят ненавязчивую теплоту, ласковость: астеник
с благодарностью отнесется к этому, находя в этом душевную защиту. Не следует комментировать
проявления его застенчивости, оценивающе, в упор его разглядывать. Ваша естественность поможет
быть естественным ему. От авторитарности астеник съеживается и уходит в себя, иногда пугается и
начинает бестолково, по-солдатски подчиняться, а в гиперкомпенсации дерзит.
Беседу недопустимо вести в форме допроса. Избегайте прямых категоричных вопросов.
Конструктивней проявлять интерес в разных формах, например: «Мне интересно, что вы чувствуете по
поводу того-то»; «Вы знаете, у меня это происходит так, а как у вас?»; «У моего знакомого было то-то, а
случалось ли такое с вами?». Можно высказывать мягкие предположения по поводу переживаний
астеника, и это даст ему возможность подтвердить или опровергнуть ваши предположения в любом
случае, высказаться. Ранимые астеники не любят, когда им лезут в душу. Беседуя с астеником, можно
предложить ему чашку чая, что раскрепостит его, поможет занять руки. Если возникает пауза
напряженного молчания, то за чашкой чая легче разговаривать на посторонние темы. В разговоре с
астеником давайте ему обратную связь, чтобы он не мучился в догадках о вашем восприятии ситуации.
Когда он рассказывает вам о себе, то в ключевых местах рассказа мягко и одобрительно ему улыбайтесь,
слегка кивая головой, в знак того, что вы его слушаете и понимаете. Беседуя, лучше находиться в
открытой, доброжелательной позе, как это рекомендует Аллан Пиз /35/.
На первых порах астеник нуждается в щедрой психологической поддержке. Проще всего ее
оказать, искренне сообщая ему о том, что вам действительно в нем нравится. Желательно, чтобы после
первых встреч с вами астеник уходил душевно согретый, с благодарным чувством в душе. Он так часто
психологически истязает себя, что воистину заслуживает теплого, поддерживающего контакта.
Астеническому человеку хочется помочь еще и потому, что, ощущая благодарность от помощи, он
старается, в свою очередь, помогать другим людям. Происходит своеобразная эстафета добра.
Серьезная, стратегическая помощь астенику заключается в том, чтобы помочь ему с помощью
характерологии основательно изучить себя и других людей. Благодаря этому он будет лучше
ориентироваться в жизни, примерно зная, что в этой или иной ситуации ждать от себя и от других. Эта
ориентировка помогает меньше беспокоиться, сохраняет душевные силы. Обидчивость снизится, когда
астеник осознает, что обижающее поведение людей адресовано не именно ему: подобное поведение
вытекает из их характера. Ему станет ясно, что чем меньше слепого требовательного ожидания от людей,
тем меньше обид. К тому же повышенно конфликтные люди нередко либо больны, либо серьезно сами
обижены. Обучать астеника характерологии стоит не столько в научно-аналитическом ключе, сколько
наполняя его душу художественными характерологическими образами из литературы, искусства,
кинофильмов это больше подходит его мечтательно-романтической натуре.
Эффективней характерологическое обучение проводить в группе дефензивных интеллигентных
людей с разными характерами. В такой группе астеник поймет, что его характер считают слабым только
потому, что за силу принимают грубоватую практичность с напористостью и расторопностью,
способностью с известным безразличием относиться ко многим вещам. Общаясь с товарищами по
группе, он осознает бесценность их интеллигентности, эмоциональной хрупкости, духовности и сам
захочет быть ближе к ним, чем к так называемому «сильному» типу.
Целесообразно эти групповые занятия строить по принципам терапии творческого
|