самовыражения (сокращенно ТТС) по методу М. Е. Бурно /36, 37/. Суть метода заключается не столько в
обогащении духовной культурой, сколько в таком психотерапевтически продуманном взаимоотношении
с ней, при котором происходит оживление, высвечивание, укрепление неповторимой
индивидуальности участника группы. Занимаясь в группе, астеник убеждается в творческом богатстве
дефензивности вообще и своей астенической в частности и начинает прибегать к творчеству как
целительному источнику. Методика проведения ТТС технически проста. Трудность в другом ведущий
должен без казенного схематизма разбираться в характерах и быть живой, творческой личностью,
способной увлечь других людей творчеством.
Для астеника подобные группы являются еще и оазисом, где согревается душа и чувствуешь себя
полноценным человеком. Участники занятий становятся референтной группой, созвучие с которой
психологически защищает и помогает быть самим собой в жизни. Благодаря групповым занятиям
астеник точнее находит свое место среди людей, убеждаясь, что и он по-своему ценный человек. Когда
астеник находит свое дело в жизни, в широком смысле связанное с созидательностью, то в нем
включается стеническое начало. Во имя такого дела он бывает достаточно решителен и уверен.
По мере занятий ТТС внутреннее состояние астеника серьезно меняется. В периоды тревожной
растерянности его состояние можно озвучить так: «Мое я" маленькое, беззащитное. Вот-вот исчезнет,
все смыслы размыты, душа в несобранности и дискомфортном раздерге». В моменты же творческого
вдохновения состояние совсем иное: «Мое «я» ощутимо, реально, на переднем плане душевной жизни; в
душе осмысленность, полнота, радость, надежда, ничего не страшно и в смерть не верится».
Психотерапевтичность последнего состояния очевидна. Важно отдельные моменты вдохновения
превратить в творческий стиль жизни. Это можно пояснить «принципом велосипеда»: пока крутишь
педали, едешь вперед, а стоит перестать это делать тут же падаешь. Так и в лечении творчеством.
Когда астеник обретает свое счастье, а оно связано с духовностью и нужностью людям, то ему
легче становится
делать что-то несвойственное его натуре. Это глубоко понятно трудно, «душно»
делать чужое, своего не имея, а имея свое гораздо легче, так как есть чем «дышать» и не переживаешь,
если чуждое твоей личности получается хуже, чем у других. Например, легче служить в армии и не
ругать себя за то, что как солдат плох, если понимаешь, что твоей натуре свойственны иные дела.
Параллельно или в рамках ТТС можно проводить тренинг уверенности и навыков общения, не боясь,
что они усилят тенденцию к примитивной гиперкомпенсации, потому что астеник не захочет уже
потерять душевное богатство и свою интеллигентность, осознанные на занятиях ТТС. Астеникам
помогают курсы по конфликтологии. После подобных курсов они становятся общительнее, так как
уходит страх, что не найдутся что сказать и как ответить в конфликтной ситуации.
К психотерапии астеников подходит парадоксальная гештальт-терапевтическая теория
изменения: «Изменения наступают тогда, когда мы осознаем, кто мы действительно есть, а не тогда,
когда стараемся стать тем, кем мы не являемся» /Д. Рейнуотер, 38/.
Тактическая и симптоматическая помощь. Астеник часто рассеян по причине мечтательной
несобранности, душевной измотанности. Ему стоит рекомендовать завести специальную книгу для
записей. Туда он будет заносить важные дела, встречи. Без инструментов самодисциплины астеник
успевает гораздо меньше, чем с ними, духовно страдая от того, как мало ему удается сделать в жизни.
Благодаря записной книге он также меньше мучается от невыполненных обещаний, договоренностей.
Самолюбивый астеник нередко намечает большие планы, поэтому не беда, если удается выполнить хотя
бы половину намеченного. Астенику не следует выполнять десять дел сразу: впопыхах все валится из
рук, и ни одно дело не доводится до конца. Необходимо приучать себя концентрироваться на том, что
делаешь в данную минуту, и быстро и полностью переключаться на новое дело. Переключения
освежают внимание, и их можно практиковать как сознательный прием. Астенику полезно сразу все
класть на свои места, иначе теряется масса сил на поиск нужных вещей.
Астеник невольно ищет оранжерейных условий, где он смог бы совершить больше полезного,
чем в обычной жизни, которая выматывает его. Взрослый астеник нередко сужает круг своего общения,
чтобы было меньше дерганий и обязательств. Астенику необходимо помогать учиться выживать в
реальном мире. В частности, полезно систематично разбирать его успехи и неудачи. Неудачу следует
разбирать не в критическом, а в обсуждающем ключе, рассматривать ее как обучающий опыт. Успеху
можно порадоваться, но затем непременно разобрать его механизм какие способности и действия
|