действию идет от желания соответствовать ценностям окружающих, от стыда, чувства ненависти к себе.
Радость, получаемая при этом, лишь радость самолюбия. К тому же при серьезных препятствиях
гиперкомпенсация срывается: от астенического «нахальства» не остается и следа, а только слезы и
отчаяние. Чувство неполноценности при этом обостряется. Плюс ко всему многие учителя и родители
неточно воспринимают гиперкомпенсацию как недостаток внутренней культуры. С молодым астеником
в период гиперкомпенсации иногда бывает неуютно и неприятно общаться, так как он самолюбиво-
неестественно пытается «нечто из себя изображать».
Что касается проблем с внешностью, то подскажите астенику, что деление людей на красивых и
некрасивых чересчур упрощенно. Человек формально может быть некрасив, но интересен, обаятелен, со
своей «изюминкой» и этим он нравится больше, чем стандартно красивые люди. Важно помочь
астенику мягко и открыто проявлять свою индивидуальность. С возрастом астеники спокойней
относятся к своей внешности.
Краткие советы по проблемам общения
1. До астеника следует донести, что его застенчивость приятна многим людям, особенно умным
и интеллигентным.
2. В ряде ситуаций необходимо держаться, пусть со скромным, но достоинством, так как
некоторые люди не будут уважать астеника, если подумают, что он сам себя не уважает. К сожалению,
многим свойственно «судить по одежке» и по тому, как человек преподносит себя.
3. Желательно не начинать общение с высокой «планки», дабы не было потом тревожного
ощущения несоответствия. Ряд астеников ощущают себя «шпионами», которых скоро разоблачат и
поймут, что они ничего не стоят. Поэтому общение лучше начинать со скромной средней «планки», по
возможности ее поднимая.
4. Астенику нужно учиться замечать и ценить свои успехи, неудачи бросаются в глаза сами.
Можно завести так называемый дневник Пифагора, куда ежевечерне записывать все свои успехи и все
хорошее, что случилось за день, чтобы повышалась самооценка и возникало приятное чувство
благодарности жизни.
5. Астеника стоит побуждать смелее говорить о своих потребностях. Ему помогает овладение
формой положительных «Я
высказываний», которая предполагает конструктивное сообщение своих
потребностей без оскорбления собеседника и манипуляции им /40, с. 87-91/.
Психотерапия раздражительной слабости индивидуальна в каждом случае. Приведу пример.
Астеник сильно раздражается на своего астенического сына за то, что тот в драках не дает отпор
ребятам, убегает. При помощи техники «Inner shouting» (внутренний крик) отцу удается осознать корни
своей раздражительности и справиться с ней /41, с. 433/. Суть раздражительности заключалась во
внутренней боли и отчаянии отца: ему было страшно, что все увидят, что его парень слабак, и станут
этим пользоваться. Отца пугало, что мальчик малого достигнет в жизни, будет робок и несчастен, каким
когда-то был сам отец. Во время психотерапии отец осознал, как сильно
любит сына и как для него
ужасна перспектива, что сын проживет всю жизнь в унижении. Также он понял, что сердится на
мальчика еще и за то, что тот является «вещественным доказательством» его собственной слабости.
Осознание всего этого помогло отцу и сыну. Отец нашел адекватный способ выражения своей любви и
заботы.
Другим приемом работы с раздражительностью является прерывание паттерна по методу НЛП
/42, 43/. Астенику предлагается воспринимать раздражение как напоминание («якорь») о том, что он
живет вместе с близким человеком ради любви и заботы, а не ради ссор. Затем с помощью техник НЛП
соединяются («заякориваются») первые признаки раздражения и состояние любви и благодарности к
близкому человеку. Таким образом, раздражение, выполнив функцию напоминания, гасится в своем
зародыше и открывает дорогу подлинным отношениям.
Известны случаи, кода астеники, проживая с незнакомыми людьми в общежитии, месяцами не
выявляли раздражительной слабости: срабатывали другие защитные механизмы. Значит, близкие могут
не только понимающе прощать астенику его раздражительность, но и требовать, и помогать ему
сдерживаться.
9. Учебный материал
|