1. Главный герой фильма Э. Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром» Женя Лукашин
милый, мягкий, стеснительный, робкий человек. Ему уже почти сорок, а он все не может решиться на
женитьбу (хотя хотел бы этого). Лиризмом, душевной симпатичностью, тонкостью он напоминает
астенического человека. Особое внимание обратите на эпизоды, в которых Лукашин ведет себя как бы
нахально, уверенно. В этом видится гиперкомпенсация, быть может, усиленная опьянением.
2. В искусстве астеникам созвучна щемящая, ранимая теплота-доброта, ласковая тоскливость,
лирическая нота, камерность, стремление к уюту, тонкая чувственная радость жизни. Многие из них
находят это для себя на полотнах Поленова, Рябушкина, Саврасова, Левитана, Перова,
импрессионистов. В отдельных
полотнах Крамского (возможно, астенического художника) мы видим
характерную мечтательность вплоть до сказочности, нежную красоту изящных линий, романтичность.
Некоторых астеников волнует и поднимает над тревогами романтически возвышенное искусство,
например теплая гармония Шопена, нежность Вивальди, Сен-Санса, пронзительная чувствительность
Чайковского. В литературе астеникам часто нравятся лирические произведения со счастливым концом,
проникнутые добротой, иногда сентиментальностью, как, например некоторые романы Ч. Диккенса.
Глава 4. Психастенический характер
1. Ядро характера
Психастенику (душевно слабому, в пер. с греч.) свойственны изначальная тревога, слабое
вытеснение, дефензивность, деперсонализация с блеклой чувственностью, аналитичность,
реалистичность мироощущения.
Изначальная (базальная) тревога и слабое вытеснение. Для психастеника жизнь полна
опасностей. Он ощущает их не абстрактно туманно, как большинство людей, а с острожгучим
переживанием того, что рано или поздно они произойдут или уже произошли, только он пока этого не
знает. Психастеник живет так, как будто идет по минному полю. Многим такое отношение к жизни
кажется неправильным. Но правда психастеника в том, что мир, действительно, полон опасностей.
Конечно, он понимает, что, кроме опасностей, есть свет и радость. Но верх берет тревожная логика:
если опасность вовремя не обнаружить и не обезвредить, то свет и радость исчезнут стало быть, об
опасности думать нужно. Тревога эта изначальна, никто психастенику ее не внушал, она живет в
глубинах его существа. Она базальна, так как вытекает из переживания зыбкости человеческого бытия.
Почему же большинство людей не страдают подобным образом? Им помогает доверие к бытию,
судьбе, жизни, вера в Бога. Многие вытесняют базальную тревогу. У психастеника же очень слабое
вытеснение в этом отношении. Ему страшно не думать о страшном.
Изначальная (базальная) тревога свойственна астенику и ананкасту, но они в большей степени
способны ее вытеснять. Эта тревога выражается не только в недоверии к естественному ходу событий,
но и проявляется вполне определенными феноменами. У астеников это преимущественно тревожная
мнительность, у психастеников сомнения, у ананкастов навязчивости. Все эти феномены связаны
одной тематикой что-то плохое может случиться. Базальная тревога встречается и у людей других
характеров, особенно у шизофренических и у циклоидов.
Психастенический характер родствен астеническому, но является более сложным
характерологическим ансамблем. Описанная в главе об астениках дефензивность с конфликтом
ранимого самолюбия и чувства неполноценности в полной мере присуща психастеникам. Но в отличие
от астеника, психастеник подробно анализирует внутренний дефензивный конфликт и его внешние
проявления.
Деперсонализация (чувство своей эмоциональной измененности) у психастеника носит мягкий
характер. Суть ее в том, что в ситуации стресса у психастеника как бы выключаются, «немеют» чувства,
мышление при этом остается ясным, и сохраняется способность разумно действовать. Этим-то и
объясняется, почему робкие психастеники совершали военные подвиги, уверенно и собранно отвечали
на экзамене после бессонной ночи. По причине того же душевного онемения они не чувствуют острого
|