горя на похоронах. Психастеник может всю жизнь отчаянно бояться какого-то события, например
смертельной болезни, но когда это событие происходит, то включается деперсонализация, и он
встречает его стойко и даже мужественно.
Однако в повседневной жизни, при мелких стрессах душевное онемение оказывает психастенику
плохую услугу. Всякий раз, когда нужно как-то выявлять свои чувства, они ускользают, и психастеник
теряется. Без «компаса чувств» непонятно, что сказать в той или иной ситуации, невозможно
естественное, раскованно-непосредственное поведение. Приходится искусственно выстраивать
«правильное» поведение, одновременно анализируя, удачно ли получается. При этом психастеник
тревожно напряжен, скован. Внутри у него неуверенность, растерянность: что сказать, как ответить.
Порой, как назло, при отсутствии адекватных чувств, приходят совершенно неуместные мысли и
переживания; их надо
вовремя отследить, не дать им выхода. В этом состоянии психастеник может
допустить какой-то ляпсус, тут же попытаться исправить его, невольно напрягаясь и вызывая ответное
напряжение у собеседника. В таком состоянии неуклюжие шутки психастеника вместо того, чтобы
сгладить неловкость, лишь усиливают ее.
Пытаясь «включить» живые чувства, психастеник старается мыслями четче обозначит суть
ситуации, характер отношений. Вместо радости общения в душе возникает неестественная натужность.
Чувства же, ради собеседника, приходится немножко изображать. Иногда психастеник свою
неспособность испытывать чувства, адекватные ситуации трактует как грубую патологию и напрасно
мучается переживаниями по поводу несуществующей у него шизофрении.
Но вот остается психастеник вечером один в спокойном уюте своей комнаты, и в душе все
оттаивает. Тогда и включаются живые чувства, возникает полноценный отклик на все произошедшее за
день. Ощущается радость от встречи с интересным человеком или захлестывает острая душевная боль
при воспоминании о похоронах. Психастенику досадно, что эти чувства пришли с опозданием, что не
удалось их выразить в нужный момент. Однако следует заметить, что даже в эти моменты полного
спокойствия психастенику может не хватать уверенности в точности своих чувств.
Если бы было принято выказывать свои чувства не в момент взаимодействия, а спустя какое-то
время в письме, ему было бы легче. Иногда он и сам обнаруживает, что в письмах может выражать себя
полнее. Психастеник начинает настраивать себя на то, что в следующий раз будет естественным, скажет
искренние, от сердца слова, когда нужно обнимет человека, выразит подлинное сочувствие. Однако
наступает следующий день и вместе с ним снова тревожное напряжение по поводу неестественных,
онемевших чувств; впрочем, кое-что из намеченного выполняется.
Зная свою особенность, психастеник старается заранее обдумать ситуацию, написать в блокноте
ключевые пункты все это для того, чтобы его слова и поступки были точнее, адекватней. В ситуации,
к которой, по его
мнению, он готов, психастеник испытывает меньший стресс, стало быть, меньшее
онемение и больше непосредственности. Ведь общается же он без выраженной деперсонализации с
друзьями и родными.
Блеклая чувственность или, как выражаются психофизиологи, слабость «животной половины»,
или «жухлая подкорка», неотъемлемы от данного характера. Подкорка это область мозга,
расположенная под корой больших полушарий. От ее функционирования зависит способность органов
чувств ярко, цепко, точно и с наслаждением воспринимать окружающий мир. У психастеника работа
мысли, то есть активность коры больших полушарий мозга, превалирует над активностью подкорковых
областей мозга. Это объяснение И. П. Павлова хорошо и просто описывает физиологические
предпосылки блеклой чувственности психастеника при одновременном компенсаторном засилии
мыслительной работы. Подобный феномен И. П. Павлов называл «второсигнальностью»; психастеник
именно «второсигнален».
Блеклая чувственность конкретно выражается в том, что непосредственные радости бытия
наслаждение тонкой гастрономической кухней, мышечная радость от занятий спортом, удовольствие от
ходьбы босиком по влажной траве и т. п. воспринимаются психастеником глуше, чем людьми иных
характеров. Психастенику не хватает природной координации движений, ловкости, глазомера,
природного чутья. Его механическая память слабовата, у него нет абсолютного музыкального слуха, не
хватает сочности, яркости красок в восприятии мира. Проговорив целый час с человеком, психастеник
затрудняется описать детали одежды собеседника, цвет его волос, не может уверенно вспомнить
|