Воспитание и среда способны как сгладить, смягчить проявления врожденного трудного характера, так и
необычайно их обострить.
В руководстве также рассматриваются психические заболевания: маниакально-депрессивный
психоз, эпилепсия и шизофрения. Изучать больных людей можно по-разному: как бы дистанцируясь от
них, сводить их жизненную драму к симптомам и синдромам или же понимать и осмыслять их
расстройства с позиции переживаний самого больного человека. Очевидно, что второй подход серьезно
отличается от первого, и тем не менее они оба полезны и могут дополнять друг друга. Из их
взаимодополнения рождается клинико-экзистенциальный подход, который в данном руководстве взят
за основу.
В понимании душевной проблематики я опирался на классические клинические представления.
Мне представляется важным сохранить понятия и подходы классической клинической европейской
психиатрии. По возможности я старался проводить параллели с современной (во многом американской)
классификацией психических расстройств.
Советую прочесть данное руководство по крайней мере два раза. Описывая характеры, я
сравнивал их друг с другом. Благодаря этому сравнению характеры видятся четче и их легче отличить
друг от друга это является важным методологическим принципом, пожертвовать которым нельзя.
Поэтому небольшая часть материала дается раньше его подробного объяснения, что может
сопровождаться некоторым непониманием. При повторном прочтении такой трудности не возникает.
Интересно, что каждый характер своей природой как бы диктует стиль его изложения. Это проявилось в
описании всех характеров, но наиболее заострено в шизоидном. Чтобы рассказать об этом характере
выразительно, и, по сути, необходим философско-символический стиль. О шизоидах нужно
рассказывать по-шизоидному иначе скользишь по поверхности этого характера, не попадая в глубину.
Базисные навыки диагностики психической патологии рассмотрены в соответствующих главах,
но и за их пределами встречается немало важных диагностических указаний. Книга написана в
психотерапевтическом ключе, психотерапевтические рекомендации даются не только в
соответствующей главе, но пропитывают книгу между строк. Как психиатру-психотерапевту, который
больше ценит в себе психотерапевта, мне свойственно стремление видеть в людях с серьезными
душевными трудностями не только недостатки, но и высокие достоинства, и скрытые резервы.
Перечитывая текст в последний раз, я обнаружил, что в описании эпилептоидного и истерического
характеров я, возможно, не удержался от несколько критикующей интонации. Отчасти это объяснимо
тем, что пациенты, которым я помогаю, немало претерпели в жизни от людей упомянутых характеров.
И все-таки я сожалею об этой критичности, потому что всякий раз, когда моим пациентом оказывается
эпилептоид или истерик, я ощущаю к нему интерес и симпатию. Кое-что из написанного может
показаться трюизмом, но мой опыт свидетельствует, что часто люди, опираясь на сложное, не видят
простого, что приводит к самым большим ошибкам. Пожалуй, мне удалось наиболее личностно
выразить себя в 3-й части книги (случаи из практики), дидактические задачи первых двух частей не
позволяют этого сделать в полной мере.
Преимущественное употребление мужского рода обусловлено особенностью русского языка, в
котором слово «человек» мужского рода. В той же степени, в какой описание главных особенностей
характеров относится к мужскому полу, оно относится и к женскому.
В руководстве ассимилирован опыт многочисленных исследователей, из которых хочется
выделить таких психиатров-характерологов, как Э. Кречмер и П. Б. Ганнушкин. В понимании патологии
детско-подросткового возраста большую помощь мне оказали исследования Г. Е. Сухаревой, В. В.
Ковалева, А. Е. Личко.
За клиническую подготовку и школу выражаю глубокую благодарность М. Е. Бурно. Также я
глубоко благодарен В. П. Криндачу за понимание на практике, что такое клиент-центрированная работа
и контакт с чувствами пациента. Хочется поблагодарить Ф. Е. Василюка и В. Н. Цапкина, чья манера
мышления оказала на меня серьезное влияние. Хочу отметить дружескую помощь и поддержку В. П.
Руднева, без которых эта книга вряд ли бы вышла в свет. Глубоко признателен М. О. Дубровской за
многостороннюю помощь в работе над текстом. И особую благодарность выражаю своим
психотерапевтическим группам, которых было немало, но каждую из которых я вспоминаю с теплом и
грустью разлуки. Благодаря нашим праздничным духовным встречам и родился мой мягкий клинико-
|