экзистенциальный подход в противовес жестко-авторитарному, увы, типично клиническому
психиатрическому подходу. Когда в этой книге я пользуюсь местоимением «мы», то прежде всего
имеются в виду участники моих учебных групп.
Часть I. Характерология
Определение ключевых понятий
Необходимо кратко определить три понятия: темперамент, характер, личность. Существует
множество определений. Мне хочется опереться на те, которые дал Вольфганг Кречмер (сын классика
характерологии Эрнста Кречмера) в своем выступлении перед московскими психотерапевтами.
«Темперамент это врожденная особенность протекания психофизиологических процессов (их темп,
инертность, накал, способность к переключению и т. п.). Характер же устойчивая особенность
отношения человека к миру, окружающим людям и себе».
Добавлю от себя, что характер «это разнообразные черты, образующие типический ансамбль,
сочетание, рисунок. Это не просто черты сами по себе, они связаны друг с другом и проникают друг в
друга по логике характера. У каждого характера своя внутренняя связующая логика» /2/. Характер
проявляется не только внутренними реакциями, чувствами, мимикой, жестами, телосложением, но и,
конечно же, в поведении, наборе его стереотипов. У каждого характера имеется свое ядро, то есть самое
существенное в нем, что пронизывает всего человека и позволяет говорить о разных людях, как об
одном характере. Как биение сердца отдается в дрожании мельчайших капилляров, так и в каждой
человеческой черточке ощущается ядро характера. Не почувствовав ядра характера человека и того, как
им все окрашивается, трудно за разнообразием частностей уловить цельность.
Характер может быть патологически выражен, уродливо дисгармоничен, и тогда он именуется
психопатией. Если он не достигает патологической выраженности, то
называется акцентуацией.
Широко известно определение немецкого психиатра Курта Шнайдера о том, что психопат это
человек, по причине трудного характера страдающий сам или заставляющий страдать окружающих
(часто одновременно происходит и первое и второе, только в разной степени).
Что же такое неповторимая человеческая личность? Это то, что ускользает от любых точных
дефиниций, но существует в каждом из нас и составляет тайну нашей автономии и свободы. Итак, наш
характер как-то определяет нас, но это не значит, что отнимает свободу. Свобода личности остается, но
она наталкивается на особенности характера. Диалектику соотношения личности и характера поясню
следующей аналогией. «Характер это автомобиль определенной конструкции, а свободная личность
водитель, сидящий в этом автомобиле. Понятно, что водитель волен ехать, как и куда ему угодно, но
скорость, проходимость и многие другие особенности движения зависят от автомобиля» /2/. Еще более
выразительна следующая аналогия. Река это характер, а личность пловец в ней. У него имеются
три возможности. Он может плыть против течения, и тогда остается на месте, расходуя массу усилий.
Пловец может слепо отдаться течению реки и разбиться о камни, попасть в водоворот. И наконец, он
может, плывя по течению, с помощью хорошей техники плавания управлять траекторией своего
движения. Это сравнение поясняет то, как личность может соотнести себя с характером. Очевидно, что
третий вариант лучший, но он требует знаний и работы над собой.
Конечно, главным является познание конкретного человека, с которым мы имеем дело в данный
момент. Разумеется, абсолютно такого же человека, как наш собеседник, никогда не было и никогда не
будет. Весь вопрос в том, как двигаться навстречу познанию его уникальности. Клиническая
характерология подводит нас к пониманию уникальности человека через знание характеров. Многие
психологические подходы идут к этому, минуя это знание, напоминая человека, который пристально
изучает листочек, не задаваясь серьезно вопросом о природе дерева, на котором этот листочек вырос.
Глава 1. Эпилептоидный (авторитарно-напряженный) характер
|