если чувствует, что абсолютно далек от мыслей жениться на ней. Многим психастеникам трудно, даже
страшновато перейти от романтического общения к физическому контакту.
6. Духовная жизнь
Психастеник компенсирует чувство неполноценности не тягой к власти, а стремлением к
личностному развитию. Ему важно искренне уважать себя и получить признание от других. Малейшая
незаслуженная слава, в отличие от истерика, эпилептоида, для него неприемлема. Психастеник тянется
к познанию самого себя, так как изначально сам себе неясен. Его рефлексивно-тревожный характер не
дает ему возможности полностью погрузиться в практическую, организационную деятельность.
Тревожные сомнения «растаскивают» его, и он глубинно нуждается в творчестве, чтобы с его помощью
собрать себя в осмысленную целостность. Страх смерти заставляет его думать о смысле жизни.
Нередко психастеник немного старик смолоду, так как не умеет жить настоящим, боится
будущего, с интересом вспоминает и погружается в свое прошлое. Это «стариковство» наполнено
разнообразными нравственными раздумьями, составляющими нерв духовной жизни психастеника. Мы
это ясно видим в гениальном творчестве психастенического А. П. Чехова.
Наибольшее удовлетворение психастеник получает от духовных раздумий и переживаний.
Зрелый психастеник старается привести свои знания о мире в систему, но она не становится замкнутой,
как это бывает с философскими системами шизоидов. Психастеник чувствует бесконечность,
незавершимость познания и благодаря этому понимает глубинно религиозных людей, говорящих о
неисповедимой тайне Бога. Однако сам он редко бывает истинно религиозен. Его мышлению созвучно
ощущение нерасторжимой связи и единства всего живого: природы, животных и человека. Не случайно,
что идея эволюции была развита психастеником Ч. Дарвином.
Психастенику страшно, что он умрет и от него ничего не останется, как будто и не было его на
свете. Некоторых психастеников немного согревает сознание, что их тело возвратится в лоно Природы
и будет продолжать соучаствовать в таинстве Жизни. Нередко психастеник старается победить смерть
«социальным бессмертием»: остаться в жизни людей светлой памятью, книгами, научными трудами,
полезными делами. Через все это люди будут продолжать общаться с ним, и в этом общении его жизнь
как бы продлевается.
Одна психастеническая женщина рассказала мне, что ей о смерти думается легче при мысли, что
в жизни останутся люди или хотя бы один человек, очень похожий эмоционально-личностно на нее. Он
будет так же горевать и тому же радоваться, чему и она. От этой реалистической мечты возникало
ощущение, будто и она сама будет продолжать жить.
Некоторым психастеникам подходит чеховское рассуждение, что между отрицанием и
признанием Бога лежит широкая область, в которой нужно найти себя. Они пытаются искать, и опять
же чеховская мысль точно комментирует их поиски: когда мучит жажда, то кажется, что выпьешь океан,
а приступишь с трудом три стакана осилишь. Так и психастеник тянется к вере, особенно под
влиянием близких, но вместить в себя многого не может. Не удается оторваться от земли в неземной
экстаз и наполниться Божественной благодатью. В бессмертие души трудно верить, так как ее
источником психастеник ощущает, как и другие реалисты, лишь свой телесный организм.
Некоторые психастеники являются «неисправимыми» атеистами, но и они обычно на первое
место ставят духовность, только понимают ее вне религиозного контекста. Для некоторых
психастеников, как я это замечал, актуально деление христианской религиозности на следующих два
типа. В первом основное значение придается осознанной вере со всеми ее таинствами и обрядами,
определенному толкованию святых книг, которому нужно беспрекословно следовать. Те, кто выполняет
все требования, спасаются, остальные же должны последовать в ад, в лучшем случае в чистилище.
Второй тип веры исходит оттого, что Бог бесконечно милостив и является сердцеведом, а не
требовательным формалистом. Тогда спасение зависит не от сознательной веры и выполнения обрядов,
а от того, что живет в сердце человека и насколько он несет добро людям. Таким образом, патриарх
может быть не спасен, а последователь нехристианского вероисповедания помилован.
Психастеника, как правило, отталкивает первый, идеологически-догматический тип веры и
больше привлекает второй, экзистенциальный вариант. Более того, некоторые священники открыто
|