говорят, что любящие людей атеисты ближе к Богу, чем верующие, соблюдающие все правила, а любви
не имеющие. Рассуждая в подобном духе, психастеник, если он ошибается в своем атеизме, а живет по-
божески, может уповать на спасение. Надежда, что его атеизм угоден Господу, успокаивает тревожно-
сомневающегося человека.
Психастеник редко бывает воинствующим атеистом. Ему важно ухаживать за могилами близких и
внутренне общаться с ними, как если бы они были живы. Психастенику трудно говорить плохое об
умерших людях. Он не наденет просто так крест, так как почувствует, что это кощунство. Порой ему
кажется, что добрые мысли, чувства, даже если о них никто не узнает, все равно важны, имеют значение
в жизни.
С возрастом, когда друзья и родные уходят из жизни и у психастеника нарастает желание
встретиться с ними, может появиться склонность к вере в Бога. Ведь встреча возможна, если есть
бессмертие, которое даруется Богом. Мысль о бессмертии ценна для психастеника также тем, что дает
надежду реализовать в себе то, что не успел в краткой земной жизни. Аморфное бессмертие в форме
вселенской духовной субстанции без сохранения его живой индивидуальности психастенику не нужно.
Психастенику важно выразить, оставить на земле свое сокровенное, личностное. Ему не нужна
громкая слава, он довольствуется признанием в надежде, что будущие поколения его вклад оценят.
Психастенику важно, чтобы его дело жизни было подлинным, чтобы ему можно было искренне
служить. Этому служению, как святому долгу, психастеник достаточно строго подчиняет свою жизнь,
бережет себя от растрат на постороннее. Все, что помогает выполнению долга, становится ему близким,
все, что мешает, вызывает раздражение. Даже его отношение к людям зависит от того, как они
относятся к его делу жизни. Подобное служение становится духовной крепостью психастеника. Оно
помогает ему подняться над своими тревогами, без него он вязнет в суетливых беспокойствах.
Для психастеника тягостно долгое безделье, оно обостряет чувство неполноценности и
нравственно недопустимо для него. Подобное мы можем видеть в переживаниях многих чеховских
героев, например Ирина из «Трех сестер» в эмоциональном порыве говорит: «...лучше быть волом,
лучше быть простою лошадью, только бы работать, чем молодой женщиной, которая встает в двенадцать
часов дня, потом пьет в постели кофе, потом два часа одевается... о, как это ужасно!».
Однако, если работа не помогает психастенику чувствовать себя самим собой, она просто глушит
его своей утомительностью, как это опять же видно в переживаниях многих героев Чехова.
Психастенические домохозяйка или носильщик, как бы они ни выкладывались на своей работе,
счастливыми на ней быть не могут. Им важно, чтобы в работе выявлялись их личностные качества.
7. Дифференциальный диагноз
Психастеническая застенчивость похожа на астеническую, но в ней больше двигательной
неловкости. Движения психастеника неточные, неуверенные, хотя наряду с неуклюжестью в них есть и
обаятельная мягкость. Телосложение астеников и психастеников чаще всего астеническое (хилое,
слабое) или лептосомное (узкое), встречаются элементы диспластики. Диспластика это смешение в
теле человека элементов разных типов телосложения, а также смешение мужского и женского.
Диспластика включает в себя диспропорциональность и легкие телесные дефекты. Таким образом,
человек с диспластикой не выглядит классическим красавцем.
Порой в теле психастеника чувствуется робость, неуверенность, как иногда говорят,
«киселеобразность». Чем уверенней движения человека, тем больше в нем мускулистости, подтянутости,
тем, как правило, человек ближе к астеническому полюсу и дальше от психастенического.
Для уверенного диагноза необходимо обнаружить в человеке все описанные элементы ядра
характера. Они должны проявляться и непосредственно в беседе. Беседуя с психастеником, можно
ощутить, что он постоянно рассматривает себя и ситуацию как бы со стороны, озабочен оценкой
окружающих. От неуверенности в адекватности своих чувств он не бывает раскован, старается не
смотреть в глаза; занудлив в своем стремлении как можно понятнее выразить мысль. При этом, как
правило; за внешней суховатостью, напряженностью можно почувствовать теплоту, мягкость.
Простыми вопросами легко выявить склонность к тревожным сомнениям этического или
ипохондрического характера, болезненное чувство неполноценности, трудности коммуникации.
|