исключительно человеку. Правда, некоторые люди умеют вытеснить эту неприятную часть
самосознания. Фраза
М. Хайдеггера: «Умирают другие» приходит к этим людям, но только не к
психастеникам.
Смерть привносит в жизнь драматизм и серьезность, тайну. Чтобы успешно прожить краткую
жизнь, необходимо видеть главное, не позволять себе лениться. Многие решения и действия
невозможно обратить вспять, исправить. Ничего нельзя отложить «на потом». Любовь обостряется
неотделимой от нее разлукой. Тема смерти является одним из главных нервов человеческой культуры.
Если бы не смерть, возможно, жизнь превратилась бы в сонное царство. Как говорил В. Франкл:
«Бессмертному некуда спешить».
Если представить, что смерти нет, а жизнь на земле бесконечна, то может стать даже страшно:
можно невыносимо устать от жизни, пресытиться ею, но придется жить дальше и. дальше выбора
нет. Ф. Ницше полагал, что возможно бесконечно устать от самого себя, процесса неизбывного
самосознавания. Тревожному психастенику важно подумать и об этой грани смерти и жизни.
Спиноза сказал, что мудрый думает о жизни, а не о смерти. Реализация этой мудрости является
решающей в психастенической судьбе. Психастеник беспомощно дрожит за свою жизнь в обыденном,
невысоком состоянии сознания, когда скорее прозябает, а не истинно живет. По остроте муки это
переживание может быть сильнее даже психотического. Явно или неявно перед ним встает вопрос
во имя чего эта дрожь и трепет? Неужели так и жить в этом рабском страхе! ? Что же такое в этой жизни
ценное, что так заставляет цепляться за нее?
Когда психастеник не теоретически, а всем своим существом находит ответы на эти вопросы, то
страх смерти съеживается и как бы уходит в параллельную жизни плоскость. Как было сказано в разделе
о духовной жизни психастеника, ответ чаще всего содержится в самоотверженном служении святому
для психастеника делу во имя Добра людям. Это может быть большое или маленькое дело, но оно
поднимает дух психастеника на вдохновенно творческую высоту и дает ему пищу для переживаний
гораздо более интересную и содержательную, чем мучительно бесплодные мысли о том, что жизнь все
равно когда-нибудь закончится.
За любимым делом ощущаешь, что живешь будто бы мимо смерти, а поэтому за ним и умереть не
страшно. При этом психастеник не становится трудоголиком, навязчиво убегающим от тревоги в какую
угодно работу. Когда подобное происходило с ним, то мысли о смерти могли жалить еще беспощадней.
Над страхом смерти психастеника поднимает осмысленное личностное служение, когда
становишься полезным людям именно своей неповторимой душой. В такую работу не убегаешь, а
бежишь, как на праздник. Можно предложить такую интерпретацию: ради того, чтобы психастеник
нашел свой праздник, ему и дается страх смерти.
9. Учебный материал
1. Вспомните фильм Э. Рязанова «Служебный роман». Обратите внимание на главного героя
Новосельцева. Скромный, тихий, честный мелкий служащий стесняется попросить о повышении, хотя
заслуживает его и остро нуждается в деньгах. В его поведении видна двигательная неловкость,
рассеянность, он частенько говорит и делает что-то невпопад. Будучи достаточно естественным в своем
кругу, полностью теряется в трудных, непривычных ситуациях. Такое ощущение, что эмоционально
«тупеет» в них, а потому не знает, что сделать, сказать. В гиперкомпенсации ведет себя почти по-хамски,
а затем не знает, куда деться от стеснения.
Человек он добрый, мягкий, с лирической душой, обладает теплой иронией и симпатичен
всем этим. Однако не уверен в себе, стыдится своего ухаживания за понравившейся женщиной. В кем
отчетливо чувствуется дефензивный конфликт ранимого самолюбия и чувства неполноценности. Когда
Калугина, оскорбленная, подозревает его в манипуляции ее чувствами ради карьеры, он с нравственной
решимостью доказывает ошибочность ее мнения. Кстати, за внешней сухостью, строгостью Калугиной
проглядывают психастенические черты, которые особенно заметны, когда она снимает с себя защитный
панцирь деловой женщины-директора.
2. В фильме Г. Данелия «Осенний марафон» мы видим еще одного человека с психастеническими
чертами, Бузыкина. В нем чувствуется тонкая интеллигентность, рефлексивность. Он не умеет постоять
|