за себя, боится обидеть человека отказом, мало способен к решительным действиям в результате
живет не своей жизнью, а так, как от него хотят окружающие. Порой он раздражительно сопротивляется,
но хватает его ненадолго. В тот момент, когда его бросают обе женщины, он испытывает даже
облегчение, потому что отпадает необходимость делать окончательный выбор, мучительно стараясь
никого не обидеть.
3. Нам показан молодой психастеник, Тодд Андерсен, в фильме «Общество мертвых поэтов».
Самый робкий и зажатый из всех учащихся, именно он в нравственном порыве первый, в знак протеста
против увольнения талантливого учителя, вскакивает на парту, и только вслед за ним то же самое
делают другие ребята.
4. Рассказ А. П. Чехова «О любви» раскрывает нам особенности психастеника Алехина в его
любви к синтонной Анне Алексеевне. Мы видим не огненную страсть, не чувство, что избранница
послана свыше, а человеческое ощущение близости. Он не может бездумно пригласить ее в свою жизнь,
скован рассуждениями, бережно принимая в расчет все особенности ситуации и чувств участвующих в
ней людей. Он понимает, что его любят, но ни одним откровенным словом не притрагивается к душе
Анны Алексеевны, тем более не делает никаких намеков на то, чтобы стать любовниками. Он также не
делает попыток откровенно обсудить их сложные отношения. Его мягкой, нежной влюбленности было
достаточно таких моментов близости, как, например, в театре, когда он интуитивно ощущал душевное
единство с любимой женщиной, а затем, видимо по причине деперсонализации, прощался и
расставался с ней, как если бы они были чужие люди.
Мы видим, что синтонную, психастеноподобную Анну Алексеевну такие отношения не
устраивают, со
временем у нее начинается нервное расстройство. Уже в начале знакомства она
признается Алехину в своей симпатии. В сближении с ним ее останавливает бережное отношение к
мужу, детям. В отличие от Алехина у нее нет ипохондрических опасений о том, что будет в случае
болезни, смерти. Характерно, что, наконец, признавшись в любви, Алехин расстается с Анной
Алексеевной, продолжая рассуждать о том, что любовь выше ходячей добродетели, но так и
останавливаясь на рассуждении, ничего не меняя в реальности. Он и сам раздражен на свою
нравственно-щепетильную рефлексивность, но, может быть, она человечнее, чем высокое
эмоциональное безрассудство. Однозначного ответа Чехов не дает.
5. Обратимся к художественному творчеству Клода Моне. В его картинах, как и в картинах
большинства импрессионистов, мы видим мягкую размытость богатой цветосветовой гаммы красок,
ощущение «легкого колеблющегося световоздушного пространства» /61, т. 3, с. 76/. Но в отличие от
синтонных О. Ренуара, К. Коровина, мы чувствуем неуверенность мазка, особую зыбкость. Предметы на
некоторых его картинах выглядят, как легкий мираж, что соответствует психастенической
деперсонализационной неуверенности в своих чувствах. Из этой размытости художник тянется к
желанной цельности. В некоторых полотнах Моне чувствуется близость к символизму, но объекты на
картинах остаются все-таки зыбкими, а потому по-особому притягивающими символами реальности.
Прослеживается связь между психастеническим характером К. Моне и стилем его живописи.
Психастеник воспринимает мир нечетко, неточно. Ему приходится довольствоваться общими
впечатлениями. Однако, как мы видим, эти впечатления (франц. impression впечатление) могут быть
не менее прекрасны, чем точное, уверенное отображение действительности.
Глава 5. Ананкастический (педантичный) характер
1. Определение ключевых понятий, основные проявления и анализ ядра характера
Ввиду того что ананкастические люди часто встречаются в Германии, Северной Европе, а в
России редко, то и описание характера будет относительно кратким.
Главной чертой данного характера является педантизм,
то есть мелочное, придирчивое
соблюдение формальных требований. Педантизм имеет такие положительные проявления, как
аккуратность, добросовестность, редкая тщательность при выполнении работы без всякого контроля со
стороны. Педантичный человек остерегается поспешных суждений, взвешивая, словно на аптекарских
|