высчитывать каждую копейку дома, замучивать навязчивым формализмом подчиненных и в то же время
относиться благожелательно ко всем окружающим, приходя им серьезно на помощь, когда таковая
требуется. Ананкасты бывают примитивными или сложными, некоторые из них, несмотря на
педантизм, даже отличаются тонким чувством юмора. У одних педантизм ярче проявляется на работе, у
других дома, у третьих практически везде.
Часто людям сложно психологически понять характер ананкаста. Им трудно представить, как
можно бояться того, во что не веришь. Наверное, стоит вспомнить многочисленные «нормальные»
навязчивости (постучать по дереву, обойти черную кошку, помахать на прощание из окна и т. д.), чтобы,
оттолкнувшись от этого, лучше понять ананкаста.
Не следует думать, что у ананкастического психопата все переживания только навязчивые и нет
настоящих, подлинных. Такое представляется невозможным: ведь нечто ощущается навязчивым только
по контрасту с подлинным в этом суть ананказма. У ананкаста могут быть настоящая застенчивость,
муки совести, горе. Другое дело, что они дополняются навязчивыми переживаниями или порой сами
навязчиво преломляются. У акцентуантов все может ограничиваться педантичностью, которая не несет
для них навязчивого оттенка, их полностью устраивает, и которую они хотят видеть в других людях.
4. Учебный материал
1. Главный герой американского фильма «Лучше не бывает», возможно, сложнее, чем психопат
ананкастического типа. В исполнении Д. Николсона он выглядит чудаком и совсем не стесняется своих
навязчивостей (сцена в кафе), что нетипично для ананкастов.
Однако в Мелвине Юделе так много ананкастического, что его можно рассматривать под данным
углом зрения. Он отгородился от людей в своей квартире-крепости, где царит музейный порядок.
Мелвин пишет романы о любви, никого при этом не любя. Из-за страха загрязнения он выходит во
внешний мир лишь по необходимости. У него много навязчивостей, связанных с дверными замками,
выключателями, мытьем рук, трещинами на тротуаре, принятием пищи. Он навязчиво боится чужих
прикосновений. Мелвин готов за свои деньги лечить сына официантки, так как ему необходимо, чтобы
именно она обслуживала его в кафе, потому что она не разрушает его ритуалов.
Он эмоционально затвердел, сузился до эгоистических интересов. С людьми он ведет себя, как
мизантроп, высокомерно и язвительно, усиливая язвительность контрастом сияющей улыбки и
агрессивного тона голоса, однако сразу же теряется при настоящем отпоре. Он весь в «латах» зажатого
тела и скрывает от других и себя свою ранимость.
Однако Мелвин оказывается в состоянии преодолеть свои комплексы и выйти в мир, вступив в
сложные отношения с женщиной, которую полюбил. А началось все с искреннего тепла к маленькому
песику. Психотерапевтическая ценность фильма в том, что он показывает, как из маленькой искорки
жизни может разгореться полноценное желание жить.
2. Прошу обратить ваше внимание на интересное сопоставление ананкастических ритуалов,
магии, лени и современной техники, сделанное А. Кемпинским. «Обладание
магическими
способностями всегда манило человека. В стремлении к магической власти можно усмотреть
проявление лени, желание достичь цели малыми усилиями. Но, с другой стороны, это стремление
служило стимулом к научным поискам, и результатом этого явилась современная техника» /67, с. 156/.
Нажатие маленькой ядерной кнопки, и в результате гибель или спасение целой страны таким
возможностям техники позавидовала бы любая магия. Гомономность навязчивых ритуалов, магических
процедур и технических операций вопрос, возможно, менее абсурдный, чем кажется на первый
взгляд.
3. Как показывает мой опыт, для более прочувствованного понимания ананкастического и
психастенического характеров полезно психодраматическое «проживание» следующих метафор.
Ведущий просит группу участников пройти по обычному ковру, как если бы они шли по
заминированной болотистой местности. Прежде чем двигаться, нужно осторожно прощупать ногой
место предполагаемого шага, продумать вероятность заминированности данного места и лишь затем
осторожно сделать шаг. Таким образом необходимо пройти весь ковер. Затем ведущий спрашивает
участников о том, какие ощущения остались у них от подобного способа передвижения. Далее делается
|