ремарка о том, что психастенический психопат именно таким образом идет по «полю жизни».
Потом участников просят идти по ковру так, чтобы каждый следующий шаг копировал
предыдущий. На предложение двигаться более непринужденным образом участников просят отвечать:
«Не мешайте, пожалуйста, жить», и продолжать идти в прежней манере. Заканчивается упражнение
ремаркой, что таким образом живет ананкастический акцентуант и соответственно защищает свой
педантизм (психопат может страдать от своего педантизма). Эти упражнения, с одной стороны,
вызывают веселое оживление, а с другой более глубокое и прочувствованное понимание данных
характеров.
Глава 6. Циклоидный (синтонный, естественно-жизнелюбивый) характер
1. Введение в понятийный контекст
Главным в данном характере является полнокровная естественность. Понятие «естественность»
имеет различные смыслы; необходимо вдуматься в них, чтобы отчетливей разобраться, что имеется в
виду под этим понятием в клинической характерологии. Можно выделить три вида естественности.
Естественность с точки зрения социальной. Людям кажется естественным то поведение, которое
соответствует нормам и обычаям, принятым в данном обществе. Если поведение человека в какой-то
ситуации значительно отклоняется от стандартов, то он воспринимается не своим, чудаком,
«пришлым». Многие люди, будучи естественными для себя, остаются в восприятии других манерными,
демонстративными, авторитарными, грубыми, то есть не очень приятными и естественными. Правда, в
состоянии духовного подъема человек может быть красив и своей манерностью, театральностью,
авторитарностью, и тогда ощущение его неестественности блекнет. Часто нам кажутся естественными
люди, с которыми нам просто и уютно в общении: с ними мы раскрепощаемся и становимся
естественными сами. Для шизоида таким человеком может быть не циклоид, а другой шизоид или
мягкий шизофреник, для психастеника психастеник. Примитивным органикам естественными
кажутся подобные им примитивные личности; в этих случаях особенно важно не отличаться и быть
«своим в доску». Людям разных
субкультур (панки, хиппи, богема и т. д.) естественными кажутся
представители их субкультуры. Тем, как люди оценивают друг друга с точки зрения общественных норм
и культуральных предпочтений, занимается социология.
Личностная естественность
это стремление быть подлинным, самим собой, следование
собственной правде и переживанию, внутреннему ритму и импульсу. Однако не любому импульсу, а
лишь тому, который сохраняет нашу целостность и самоуважение. Личностная естественность,
невзыскательная к себе, это раскрепощенность. Кому-то, чтобы почувствовать себя естественно и
раскрепощенно, достаточно веселого купания в море, увлеченности какой-либо игрой. В состоянии
личностной естественности человек дает разжаться внутренней «пружине» напряженности, позволяет
проявляться тому, что в нем рвется к жизни, и ему становится легко и приятно. Личностная
естественность, стремящаяся к духовному росту, самоактуализация. Феномен самоактуализации
является предметом пристальной заботы гуманистической психологии /69, 70/. Когда приближаешься к
самому себе, «каким тебя задумал Бог, но не осуществили родители» (выражение М. Цветаевой), то
возникает ощущение праздничной приподнятости над обыденным самим собой. Это требует
внутренней работы, предела которой нет.
Единых канонов личностной естественности нет, так как ее критерии лежат в сфере
самосознания, которое у разных людей разное. Для гомосексуалиста быть самим собой означает
осознать свою гомосексуальность и реализовать ее, что многими ощущается противоестественным.
Преступникам-маньякам личностная естественность представляется как свобода садистски мучить и
убивать.
Таким образом, мы видим, что состояние личностной естественности то возникает, то исчезает
в зависимости от обстоятельств жизни, духовной работы над собой, и для каждого человека имеет
свои неповторимые проявления.
Вот мы и подошли к принципиальному различию. Естественность циклоида всегда с ним: в
|