тесном соприкосновении с реальной жизнью, а шизоиды поднимаются, отрываясь от реальности, все
выше и выше к вершине Духа. По мере этого восхождения мысль отталкивается уже не от фактов жизни,
которые остались далеко внизу, а сама от себя. Одно понятие переходит в другое, третье, между ними
возникает сложная мыслительная игра. Мысль все более очищается от аромата земной реальности и
входит в разреженный воздух царства чистых понятий. Способность мышления к саморазвитию
составляет его аутистическую сущность. Чтобы почувствовать это мышление, с его миром чистых
понятий, можно обратиться к «Науке логики» Гегеля, учебнику по высшей математике или
теоретической физике, какой-либо религиозно-мистической доктрине. Одна из книг Г. Гессе называется
«Игра в бисер»; имеется в виду игра высокими отвлеченными понятиями.
Аутистическое мышление развивается не по велению фантазии, а руководствуясь интуицией,
которая лежит глубже сферы эмоций. Шизоид ощущает себя не капризным ребенком, а слугой
Невидимого. В его душе есть некий внутренний голос, указующий перст, нарастающий зов,
прислушиваясь к которому, работает математик, верит верующий, толкует психоаналитик, творят
художник, поэт и философ. Это интуиция, голос Источника внутри ищущего. Критерием истинности
подобного мышления выступает внутренняя согласованность мысли, ее завершенность, когда нельзя
ничего отнять или добавить без того, чтобы не нарушить гармоничное единство. Чем выше поднимается
шизоид в своем духовном восхождении, тем более совершенная Гармония ему открывается. На
определенной ступени подъема возникает качественный скачок: шизоид ощущает, что произошел
прорыв к Духовному первоисточнику, что он к нему ближе, чем к Земле.
Таким образом, если с аутизмом ассоциируются закрытость, недостаточность, дефектность, то с
аутистичностью богатство души, открытость Высшему, способность жить в царстве отвлеченных
понятий, ощущение первородства Духа над материей, обретение неземной Гармонии, причащенность к
ней собственной души и, может быть, ее бессмертие.
У аутистичности с аутизмом есть общий признак отрыв от реальности. Это предусловие того
и другого, но если при аутизме нередко открываются ворота психопатологии, то при аутистичности этот
отрыв есть необходимое условие для поиска Гармонии в неземном. Аутистичность изнутри (то есть
так, как переживает ее сам шизоид) есть не самособойность, а Боговдохновенность душевных и
мыслительных переживаний. Для тех, кто неспособен уловить эту Боговдохновенность, она
вырождается в самособойность. Нередко для реалиста шизоид сказочник, для себя же, ощущая
великую неслучайность движений своей души, он пророк, глашатай, инструмент и мастер Бога,
проводник внеземного. Аутистичность для шизоида есть обнаружение Невидимого, но Сущего.
Однако и среди аутистов не все идут к вершине Духа. Кто-то останавливается на той или иной
ступени и занимается не метафизикой, мистикой, богословием, а математикой, символической поэзией,
теоретической физикой, глубинным психоанализом и многим другим. Не всякая аутистичность несет на
себе оттенок возвышенного, нередко она проявляется в гораздо более скромных формах и выступает как
известная самостоятельность, независимость «Я» от внешних влияний и событий. М. Е. Бурно
отмечает, что «во многих случаях (чаще несложных и даже примитивных) аутистичность сказывается
внешне просто защитной нелюдимостью, трудностями общения с людьми и соответственно очень
скупыми контактами с уходом в какую-либо профессиональную «скорлупу» /10, с. 116/.
Немало среди шизоидов и примитивных рассуждателей, переливающих понятия «из пустого в
порожнее», этот процесс тоже есть аутистичность, но бедная, резонерская. Однако примитивная и
высокая аутистичность имеют родственную связь, как проницательно это заметил, естественно, не
употребляя терминов, В. Набоков. Он вспоминает гоголевских мужиков, которые без всякой
практической надобности и пользы для себя, резонерски предаются рассуждениям о том, доедет ли
колесо до Москвы или до Казани. Набоков пишет: «Фантазия бесценна лишь тогда, когда она бесцельна.
Размышления двух мужиков не основаны ни на чем осязаемом и не приводят ни к каким ощутимым
результатам; но так рождаются философия и поэзия...» /79, с. 82/.
Читая выразительнейшие характеристики шизоидных людей у Э. Кречмера, понимаешь, что он
описал все вышеуказанные феномены (аутизм, аутичность, аутистичность), не сосредоточившись на их
различении. В его описаниях просматриваются, кроме настоящих шизоидов, больные шизофренией, а
также люди, предрасположенные к ней, и те, кто уже перенес приступ болезни, выйдя из него с
психическим изъяном. Таким образом, Кречмер не делал акцента на строгой дифференциальной
|