или начальной школе (то есть вплоть до 11 лет) и усложняет проблему выработки действующих
дефиниций нарушения школьных навыков,имеющих транснациональную адекватность.
Тем не менее, в пределах любых образовательных систем ясно, что в каждой возрастной группе
школьников существует разброс в школьных достижениях и у некоторых детей отмечается
недостаточность в специфических аспектах навыков относительно их общего уровня интеллектуального
функционирования.
Специфические расстройства развития школьных навыков (СРРШН) охватывают группы
расстройств, проявляющиеся специфической и значительной недостаточностью в обучении школьным
навыкам. Эти нарушения в обучении не являются прямым следствием других состояний (таких как
умственная отсталость, грубые неврологические дефекты, неоткорригированные зрительные или
слуховые повреждения или эмоциональные расстройства), хотя они могут встречаться как
сопутствующие им. СРРШН часто наблюдаются в сочетании с другими клиническими синдромами
(такими как расстройство дефицита внимания или расстройство поведения) или другими
расстройствами развития, такими как специфическое расстройство развития моторных функций или
специфические расстройства развития речи.
Этиология СРРШН неизвестна, но существует предположение о ведущей роли биологических
факторов, которые, чтобы вызвать проявления состояния, находятся во взаимодействии с
небиологическими факторами (такими как наличие благоприятной возможности для обучения и
качество обучения). Хотя данные нарушения связаны с биологическим созреванием, все же это не
значит, что дети с подобными расстройствами находятся просто на более низком уровне нормального
континуума и, следовательно, "догонят" со временем сверстников. Во многих случаях признаки этих
нарушений могут продолжаться в подростковом возрасте, сохраняясь и у взрослых. Тем не менее,
необходимой диагностической особенностью является то, что расстройства проявляются в
определенных формах в ранние периоды школьного обучения. Дети могут отставать в своем школьном
совершенствовании и на более поздней стадии получения образования (в связи с отсутствием интереса
к учебе; плохой образовательной программой; эмоциональными нарушениями; возрастанием или
изменениями в требованиях заданий и др.), однако такие проблемы не входят в концепцию СРРШН.
Диагностические указания:
Существует несколько основных требований для диагностики любого из специфических
расстройств развития школьных навыков. Во-первых, это должна быть клинически значимая степень
нарушения какого-либо определенного школьного навыка. Об этом можно судить: на основе тяжести,
определенной по школьной успеваемости, то есть такая степень нарушения, которая могла бы
встречаться менее чем у 3% популяции детей школьного возраста;по предшествующим нарушениям
развития, то есть задержке или отклонению в развитии в дошкольные годы, наиболее часто в речи; по
сопутствующим проблемам (таким как невнимательность, повышенная активность, эмоциональные
нарушения или нарушения в поведении); по типу расстройства (то есть наличию качественных
нарушений, обычно не являющихся частью нормального развития); и по реакции на терапию (то есть
школьные трудности не сразу уменьшаются по мере усиления помощи дома и/или в школе).
Во-вторых, нарушение должно быть специфическим в том смысле, что его нельзя объяснить
только умственной отсталостью или не столь выраженным снижением общего интеллектуального
уровня. Так как коэффициент умственного развития и школьные достижения не идут прямо параллельно,
это решение может быть сделано только на основе индивидуально назначаемых стандартизированных
тестов на усвоенный материал и коэффициент умственного развития, соответствующих определенной
культуре и образовательной системе. Такие тесты должны использоваться вместе со статистическими
таблицами с данными о среднем ожидаемом уровне усвоения школьного материала при определенном
коэффициенте умственного развития в данном возрасте. Это последнее требование необходимо в связи
с важностью эффекта статистической регрессии: диагноз, основанный на вычитании возраста,
соответствующего усвоенному школьному материалу, от умственного возраста ребенка является
серьезно вводящим в заблуждение. Однако, в обычной клинической практике эти требования в
большинстве случаев не будут выполняться. Таким образом, клиническое указание заключается просто в
том, что уровень школьных знаний ребенка должен быть существенно ниже, чем ожидаемый для
ребенка этого же умственного возраста.
|