В-третьих, нарушение должно быть связано с развитием в том смысле, что должно
присутствовать с первых лет обучения, а не приобретаться позднее в ходе образования. Сведения о
школьных успехах ребенка должны подтверждать это.
В-четвертых, должны отсутствовать внешние факторы, которые можно рассматривать как
причину школьных трудностей. Как сказано выше, вообще диагноз СРРШН должен опираться на
положительные доказательства клинически значимого нарушения усвоения школьного материала в
сочетании с внутренними факторами в развитии ребенка. Однако, для того, чтобы обучаться
эффективно, дети должны иметь адекватные возможности для обучения. Соответственно, если ясно, что
плохие школьные достижения непосредственно обусловлены очень длительным непосещением школы
без обучения на дому или грубо неадекватным обучением, то данные нарушения кодироваться здесь не
должны. Частые непосещения школы или перерывы в образовании вследствие смены школы обычно
недостаточны, чтобы привести к школьной задержке в степени, необходимой для диагноза СРРШН.
Однако, плохое обучение в школе может осложнить проблему, в этом случае школьные факторы должны
шифроваться с помощью кода Х из Классе XXI МКБ-10.
В-пятых, специфические нарушения развития школьных навыков не должны быть прямо
обусловлены неоткорригированными зрительными или слуховыми расстройствами.
Дифференциальный диагноз:
Клинически важно дифференцировать СРРШН, которые возникают в отсутствии какого-либо
диагностируемого неврологического расстройства, и СРРШН, вторичные к некоторым неврологическим
состояниям, таким как церебральный паралич. В практике эту дифференциацию часто очень трудно
сделать (вследствие неопределенного значения множественных "мягких" неврологических знаков), а
результаты исследовательские не дают четкого критерия дифференциации ни в клинической картине, ни
в динамике СРРШН в зависимости от присутствия или отсутствия неврологической дисфункции.
Соответственно, хотя это и не составляет диагностического критерия, необходимо, чтобы наличие
какого-либо сопутствующего нарушения кодировалось отдельно в соответствующем неврологическом
разделе классификации.
Включаются:
- специфическое нарушение навыков чтения (дислексия);
- специфическое нарушение навыков письма;
- специфическое нарушение арифметических навыков (дискалькулия);
- смешанное расстройство школьных навыков (трудности обучения).
F81.0 Специфическое расстройство чтения
Основной признак - специфическое и значительное нарушение в развитии навыков чтения,
которое нельзя объяснить исключительно умственным возрастом, проблемами остроты зрения или
неадекватного обучения в школе. Могут быть нарушены навыки понимания чтения и
совершенствования на заданиях, требующих чтения. Трудности спеллингования часто сочетаются со
специфическим расстройством чтения и часто остаются в подростковом возрасте, даже после
некоторого прогресса в чтении. У детей со специфическим расстройством чтения в анамнезе часты
специфические расстройства развития речи, и всестороннее исследование функционирования речи на
данный момент часто обнаруживает сохраняющиеся легкие нарушения, помимо отсутствия успехов в
теоретических предметах. В дополнение к академическим неудачам, довольно частыми осложнениями
являются плохая посещаемость школы и проблемы в социальном приспособлении, особенно в
начальной или средней школе. Данное состояние обнаруживается во всех известных языковых
культурах, но неясно, как часто это нарушение бывает обусловленным речью или шрифтом.
Диагностические указания:
Продуктивность чтения ребенка должна быть значительно ниже уровня, ожидаемого в
соответствии с возрастом ребенка, его общей интеллектуальностью и школьной успеваемостью.
Продуктивность лучше оценивать на основе индивидуально назначаемых стандартизированных тестов
на точность и понимание прочитанного. Конкретная природа проблемы чтения зависит от ожидаемого
уровня чтения и от языка и шрифта. Однако, на ранних стадиях обучения алфавитному шрифту могут
быть трудности в пересказывании алфавита или распределении по категориям звуков (вопреки
|