- общие расстройства психологического (психического) развития (F84.-);
- шизофрения (F20.-);
- смешанные расстройства поведения и эмоций (F92.x);
- гиперкинетическое расстройство поведения (F90.1).
F91.0 Расстройство поведения, ограниченное рамками семьи
Эта группа содержит расстройства поведения, включающие антисоциальное или агрессивное
поведение (а не только оппозиционное, вызывающее, брутальное поведение), при которых
ненормальное поведение целиком или почти целиком, ограничивается домом и/или
взаимоотношениями с самыми близкими родственниками или домочадцами. Расстройство требует,
чтобы были удовлетворены все критерии F91.x, и даже выраженно нарушенные детско-родительские
взаимосвязи сами по себе недостаточны для диагноза. Может иметь место воровство из дома, часто
специфически сфокусированное на деньгах или имуществе одного или двух лиц. Это может
сопровождаться поведением, носящим намеренный характер разрушения и также сфокусированном на
определенных членах семьи, таком как разламывание игрушек или украшений, рванье обуви, одежды,
резанье мебели или разрушение ценного имущества. Жестокость против членов семьи (но не других) и
намеренный поджог дома также являются основой для диагноза.
Диагностические указания:
Диагноз требует, чтобы не было выраженных расстройств поведения за пределами семейной
обстановки и чтобы социальные взаимоотношения ребенка вне семьи были в пределах нормы.
В большинстве случаев эти специфические для семьи расстройства поведения возникают в
условиях того или иного проявления выраженного нарушения во взаимоотношениях ребенка с одним
или более из ближайших родственников. В некоторых случаях, например, нарушение может возникнуть
в связи с недавно прибывшим неродным родителем. Нозологическая самостоятельность этой категории
остается неопределенной, но, возможно, что эти ситуационно высоко специфичные расстройства
поведения обычно не имеют плохого прогноза, связанного с общими поведенческими нарушениями.
F91.1 Несоциализированное расстройство поведения
Этот тип расстройства поведения характеризуется сочетанием упорного диссоциального или
агрессивного поведения (удовлетворяющего общим критериям /F91/ и не охватывающего только
оппозиционное, вызывающее, брутальное поведение) со значительным общим нарушением
взаимоотношений ребенка с другими детьми.
Диагностические указания:
Отсутствие эффективной интеграции в группе сверстников составляет ключевое отличие от
"социализированных" нарушений поведения, и это самое важное дифференциальное отличие. О
нарушенных взаимосвязях с ровесниками свидетельствуют главным образом изоляция от них и/или их
отвержение ими или непопулярность у других детей; отсутствие близких друзей или постоянных
эмпатических взаимных связей с другими детьми в той же возрастной группе. В связях со взрослыми
есть тенденция к проявлению несогласия, жестокости и негодования; однако могут случаться и хорошие
взаимоотношения со взрослыми, и если они случаются, это не исключает диагноз. Часто, но не всегда,
отмечаются сопутствующие эмоциональные расстройства (но если их степень достаточна для
удовлетворения критериев смешанного расстройства, то оно и должно кодироваться F92.x).
Характерно (но не обязательно), что нарушитель одинок. Типичное поведение включает в себя
хулиганство, чрезмерную драчливость и (у более старших детей) вымогательство или нападения с
насилием; чрезмерное непослушание, грубость, индивидуализм и сопротивление авторитетам; тяжелые
вспышки гнева и неконтролируемой ярости, разрушения имущества, поджоги и жестокость к другим
детям и животным. Однако некоторые одиноко держащиеся дети могут тем не менее вовлекаться в
группу правонарушителей; поэтому при постановке диагноза характер поступка менее важен, чем
качество личных взаимоотношений.
Обычно расстройство проявляется в различных ситуациях, но может быть более очевидным в
школе; совместимой с диагнозом является ситуационная специфичность к иному, чем дом,
местоположению.
|