Включаются:
- несоциализированное агрессивное поведение;
- патологические формы девиантного поведения;
- уходы из школы (дома) и бродяжничество в одиночестве;
- синдром повышенной аффективной возбудимости, уединенный тип;
- уединенный агрессивный тип.
Исключаются:
- уходы из школы (дома) и бродяжничество в группе (F91.2);
- синдром повышенной аффективной возбудимости, групповой тип (F91.2).
F91.2 Социализированное расстройство поведения
Эта категория применяется к расстройствам поведения, включающим стойкое диссоциальное
или агрессивное поведение (удовлетворяющее общим критериям /F91/ и не ограничивающееся
оппозиционным, вызывающим, брутальным поведением) и возникающим у детей, обычно хорошо
интегрированных в группе сверстников.
Диагностические указания:
Ключевым дифференциальным признаком является наличие адекватных длительных
взаимоотношений со сверстниками приблизительно того же возраста. Часто, но не всегда, группа
сверстников состоит из несовершеннолетних, вовлеченных в делинквентную или диссоциальную
активность (в которой социально неприемлемое поведение ребенка может одобряться группой
сверстников и регулироваться субкультурой, к которой он принадлежит). Однако это не является
необходимым требованием для установления диагноза; ребенок может составлять часть
неделинквентной группы сверстников со своим собственным диссоциальным поведением за ее
пределами. В частности, если диссоциальное поведение включает в себя хулиганство, могут быть
нарушены взаимоотношения с жертвами или другими детьми. Это не исключает диагноз в том случае,
если ребенок имеет некую группу сверстников, которой он предан и в которой сложились
продолжительные дружеские отношения.
Имеется тенденция к плохим взаимоотношениям с теми взрослыми, которые относятся к
представителям властей, но с некоторыми взрослыми могут быть хорошие взаимосвязи.
Эмоциональные расстройства обычно минимальные. Нарушения поведения могут включать или не
включать семейную сферу, но если они ограничены домом, то это исключает диагноз. Часто
расстройство наиболее заметно за пределами семьи и специфичность проявления расстройства в
обстановке школы (или в других несемейных условиях) совместима с диагнозом.
Включаются:
- расстройство поведения, групповой тип;
- групповая делинквентность;
- правонарушения в условиях членства в банде;
- воровство в компании с другими;
- уходы из школы (дома) и бродяжничество в группе;
- синдром повышенной аффективной возбудимости, групповой тип;
- манкирование школой, прогулы.
Исключается:
- активность в банде без манифестного психического расстройства (Z03.2).
F91.3 Вызывающее оппозиционное расстройство
Этот тип расстройств поведения характерен для детей младше 9-10 лет. Он определяется
наличием заметно вызывающего, непослушного, провокационного поведения и отсутствием более
тяжелых диссоциальных или агрессивных действий, нарушающих закон или права других. Расстройство
требует, чтобы удовлетворялись общие критерии F91; даже серьезное непослушание или озорное
поведение сами по себе недостаточны для диагноза. Многие считают, что оппозиционно-вызывающее
поведение представляет менее тяжелый тип расстройства поведения, а не качественно отличающийся
тип. Исследовательские доказательства недостаточны в том, является ли различие качественным или
|