средовых условий или лишение благоприятных средовых факторов часто сочетаются и во многих
случаях, как полагается, играют решающую роль в этиологии. Здесь нет заметных половых различий.
Эта группа нарушений социального функционирования достаточно широко признана специалистами,
но есть неопределенность относительно выделения диагностических критериев, а также несогласие в
отношении наиболее подходящего подразделения и классификации.
F94.0 Элективный мутизм
Состояние, которое характеризуется выраженной, эмоционально обусловленной
избирательностью в разговоре, так что ребенок обнаруживает свою речь достаточной в некоторых
ситуациях, но оказывается не в состоянии говорить в других (определенных) ситуациях. Наиболее часто
расстройство впервые проявляется в раннем детстве; оно встречается приблизительно с одинаковой
частотой у двух полов и для него характерно сочетание с выраженными личностными особенностями,
включая социальную тревожность, отгороженность, чувствительность или сопротивление. Типично,
что ребенок говорит дома или с близкими друзьями, но молчит в школе или с незнакомыми; однако,
могут встречаться и другие модели общении (включая противоположные).
Диагностические указания:
Диагноз предполагает:
а) нормальный или почти нормальный уровень понимания речи;
б) достаточный уровень в речевом выражении, что является достаточным для социального
общения;
в) доказуемые сведения, что ребенок может говорить нормально или почти нормально в
некоторых ситуациях.
Однако существенное меньшинство детей с элективным мутизмом имеют предысторию или
какой-либо задержки речи, или проблем артикуляции. Диагноз может быть поставлен при наличии
таких проблем речи, но в том случае, если имеется адекватная речь для эффективного общения и
большое несоответствие в пользовании речью в зависимости от социальных условий, так что ребенок в
каких-либо ситуациях говорит бегло, а в других молчит или почти молчит.
Должно быть очевидным, что в некоторых социальных ситуациях разговор не получается, а в
других ведется успешно. Диагноз требует, чтобы неспособность говорить являлась постоянной во
времени и чтобы ситуации, в которых речь есть или ее нет, были постоянны и предсказуемы.
В большинстве случаев имеются и другие социо-эмоциональные нарушения, но они не входят в
число необходимых для диагноза признаков. Такие нарушения не постоянны, но обычны
патологические характерологические черты, особенно социальной чувствительности, социальной
тревожности и социальной отгороженности, и частым является оппозиционное поведение.
Включаются:
- селективный мутизм;
- избирательный мутизм.
Исключаются:
- общие расстройства психологического (психического) развития (F84.-);
- шизофрения (F20.-);
- специфические расстройства развития речи и языка (F80.-);
- транзиторный мутизм как составляющая часть боязни разлуки у детей раннего возраста (F93.0).
F94.1 Реактивное расстройство привязанностей в детском возрасте
Это расстройство, встречающееся у младенцев и маленьких детей, характеризуется стойкими
нарушениями социальных взаимосвязей ребенка, что сочетается с эмоциональными расстройствами и
является реакцией на изменения в средовых условиях. Характерными являются боязливость и
повышенная настороженность, которые не исчезают при утешении, типичны плохое социальное
взаимодействие со сверстниками, очень часта агрессия к себе и другим; обычным является страдание, а
в некоторых случаях встречается отсутствие роста. Синдром, возможно, возникает как прямой результат
серьезного проявления родительского пренебрежения, жестокого обращения или серьезных ошибок в
воспитании. Существование этого типа поведенческих нарушений вполне признано и принято, но
|