эмоции (A. Teillard 1951; O. Wirth 1927). Сочетание белого с красным являлось
символом аристократического, знатного происхождения. Пурпур считался цветом
императоров и членов царского дома, означая власть, духовность, величие. Когда римский
полководец праздновал свой триумф, он выезжал на колеснице, запряженной четырьмя
белыми лошадьми, покрытыми позолоченными попонами, в одеяниях красного цвета.
© Б. А. Базыма
Цвет и психика
(продолжение)
1.5. Средневековье
После античной эпохи во времена средневековья в Европе цвет снова вернул себе
позиции, как, прежде всего, символа мистических сил и явлений, что особенно характерно
для раннего Христианства.
1.5.1. Цветовые символы христианства
Наиболее существенное отличие «языческого» периода цветовой символики от
«христианского» заключается, прежде всего, в том, что свет и цвет окончательно
перестают отождествляться с Богом, мистическими силами, а становятся их атрибутами,
качествами и знаками.
Согласно христианским канонам Бог сотворил мир, в том числе и свет (цвет), но сам он не
сводится к свету. Свет, особенно, видимый, только одна из ипостасей Бога. Поэтому
средневековые богословы (например, Аврелий Августин), восхваляя свет и цвет, как
проявления божественного, тем не менее, указывают, на то, что они (цвета) могут быть и
обманными (от Сатаны) и отождествление их с Богом представляет собой заблуждение и
даже грех. Жесткой связи между определенным цветом и мистическими силами, как это
наблюдается ранее, практически, уже нет. Божественную сущность необходимо постигать
внутренним, трансцендентным созерцанием, а не обольщаться внешней яркостью и
красивостью.
Пожалуй, только белый цвет остается незыблемым символом святости, чистоты и
духовности. Ангелы на небесах в белых одеждах, как и святые, претерпевшие за веру.
Особенно важным являлось такое значение белого как чистота и непорочность,
освобождение от грехов, как об этом говорится в «Откровении» Иоанна. Белый не имеет в
Христианстве отрицательных значений, даже белый саван означает, как и у первобытных
народов, переход в иной, «лучший» мир, очищение от грехов и только в этом состоит его
«траурность».
Символика других цветов амбивалентна, причем, в различные отрезки средневековья у
того или иного цвета на первый план выдвигались то положительные, то отрицательные
значения. Так, в раннем Христианстве превалировало положительное символическое
значение желтого, как цвета Святого духа, божественного откровения, просветления и т.д.
Но позднее, желтый приобретает негативный смысл, который, нередко, приписывается
этому цвету и в наши дни. В эпоху готики его начинают считать цветом измены, лживости
и т.д.
|