Египта не имела сколь либо существенного своеобразия или отличий по сравнению с
другими народами Древнего мира. Цветовая триада являлась господствующей, и
значения, составляющих ее цветов аналогичны уже нам известным. Можно отметить,
более выраженную амбивалентность красного цвета (у древних евреев), но не выходящую
за рамки его традиционных значений.
1.4. Античность
В эпоху античности формируется иное отношение к цвету. Наряду с сохраняющимся
отношением к цвету, как религиозно-мистическому, магическому символу, возникает
также и естественнонаучное отношение. Промежуточным вариантом между этими
формами отношения можно считать попытки ряда видных древнегреческих философов
создать цветовую систематику стихий, но уже не мистических, а природных.
Эмпедокл, выделяя четыре основных стихии, наделяет каждую из них своим цветом. Воде
соответствует черный цвет; земле желтый; огню красный; воздуху белый.
Если Эмпедокл, определяя цвета стихий, опирался на зрительные впечатления, то
Аристотель, желая установить их «истинный» цвет, использовал экспериментальный
метод. По Аристотелю «основных» цветов три: белому (бесцветному) соответствует
вода, воздух и земля; желтый цвет огня, а черный цвет разрушения или переходного
состояния. Отнесение стихии «земля» к группе белого, объясняется результатами
экспериментов Аристотеля по прокаливанию почвы, которая, в конце концов, становилась
белой. Внимательно разглядывая пламя огня, Аристотель пришел к выводу, что оно
скорее желтое, чем красное. Подобный экспериментальный подход, естественно,
разрушал мистический ореол цветов, низводил их до обычных явлений физического мира.
Традиционная роль цвета как символа сверхчувственных, магических сил, в гораздо
большей степени сохранилась в философской школе пифагорейцев, много почерпнувших
из знаний Вавилонских и Египетских жрецов и магов. Несмотря на попытки к
естественнонаучному изучению цветовых феноменов, отношение к цвету как
мистическому символу преобладало у Платона и неоплатоников. Белый и золотой
(желтый) считались в этих философских школах божественными цветами (в том числе и
мирового разума Логоса), выражали благо, истину, счастье, добро, познание,
гармонию. Темные и особенно черный цвет являлись символами зла, бедствий, сил,
враждебных человеку и т.д.
Следует также отметить, что отношение к цветам в Древней Греции, во многом,
определялось не только его значениями как религиозного или философского символа, но и
эстетическими канонами и представлениями о прекрасном. Поэтому излишество,
отсутствие меры в использовании даже самого «благородного» цвета могло считаться
«безобразным». Сходное отношение, опосредованное принципами даосизма, характерно и
для Китая, где слишком яркие цвета являлись символом суетности жизни.
Цветовая символика в Древнем Риме не выходит за пределы традиционных канонов.
Также наиболее любимыми и почитаемыми цветами были белый, желтый, красный и
пурпурный. Синий считался атрибутом Юпитера и Юноны как богов неба и означал
религиозное чувство, преданность и невинность; зеленый цвет Венеры и Природы
символизировал плодородие полей, симпатию и приспособляемость; фиолетовый
соответствовал ностальгии и памяти; желтый (атрибут Аполлона, бога солнца) выражал
великодушие, интуицию и интеллект; оранжевый гордость и амбицию; красный (цвет
Марса) страсть, чувственность и животворные силы; розовый чувствительность и
|