Navigation bar
  Print document Start Previous page
 9 of 100 
Next page End  

света в недрах мрака (Щуцкий Ю.К. — 1960).
В китайской символике цвет выражал социальный статус: каждой социальной группе
соответствовал свой цвет. Например, желтый считался священной привилегией
императорской фамилии (A.Beaumont — 1949). Цвета делились на «благородные» и для
простого народа, как об этом говорится в «книге песен» («Ши цзин»).
В учении о первосущностях Инь и Ян также присутствует цветовая символика. Ян имеет
белый (желтый) цвет, а Инь — черный (синий).
Сравнивая содержание цветовых символов у первобытных народов с цветовой
символикой Древней Индии и Китая, можно сделать вывод о его принципиальном
сходстве, а значит и единстве корней цветового символизма у самых различных культур,
разделенных между собой во времени и пространстве. По мнению В. Тэрнера (1983),
цветовая символика мировых начал имеет древнейшее происхождение, возможно,
доиндоевропейское, а дошедшие до нас памятники представляют собой более поздние
философские спекуляции на данную тему. 
1.3. Цветовой символизм древних народов Ближнего Востока, Центральной Азии и
Египта
Во многом сходный характер цветовой символики мы встречаем и у древних народов
Ближнего Востока, Центральной Азии и Египта.
Одним из самых распространенных культов у народов, живших на этих территориях, был
культ солнца, света, а также наиболее близкого подобия солнца — огня (зороастризм). Как
и в Древней Индии, солнце почиталось верховным божеством, источником жизни и блага.
Поэтому отношение к тому или иному цвету зависело от того, насколько он был
«солнечным» — светлым и ярким. Цветами, в наибольшей степени похожими на
солнечный свет были белый и золотой (желтый). Поэтому эти цвета считались
божественными. Они были цветами богов, священных животных, жрецов и т.д.
Священным цветом почитался и красный. В Египте красный лотос был символом крови,
пролитой Осирисом. Как и в Китае, этот цвет считался цветом благородного сословия,
воинов, царей. Однако отношение к красному не было однозначным. Для ветхозаветных
евреев красный означал кровопролитие, войну, вину и грех (M. Farbridge — 1922).
Красный символизировал и гнев Иеговы. Следует также отметить, что древнееврейское
слово «чувство» или «страсть» происходит от глагола quin'ah («краснеть»).
Осирис — бог произрастания и царства мертвых изображался зеленым цветом, который,
по мнению Х.Э. Керлота (1994), содержит две противоположные тенденции: жизни и
смерти, т.е. является амбивалентным символом. Зеленый, по данным J.G. Frazer (1911),
входил в любимое цветовое сочетание древних египтян: зеленый — белый — красный.
Важное символическое значение в Древнем Египте имел голубой или синий цвет,
соответствующий истине (H. Bayley — 1912). В связи с этим, особо ценился синий камень
лазурит. Этот же цвет символизировал небо — жилище Ра (верховного Бога Солнца).
Черный считался цветом злых демонов, дьявола. Как и в других культурах, ему
приписывались, как правило, негативные значения — зла, греха, несчастья и т.д.
Таким образом, цветовая символика народов Ближнего Востока, Центральной Азии и
Hosted by uCoz